• Уровень гормонов у подростков с физиологическим и патологическим течением пубертатного периода при разной интенсивности физической активности
ru К содержанию Полный текст статьи

Уровень гормонов у подростков с физиологическим и патологическим течением пубертатного периода при разной интенсивности физической активности

Modern Pediatrics. Ukraine. (2023). 1(129): 28-34. doi 10.15574/SP.2023.129.28
Рак Л. И., Кашкалда Д. А., Водолажский М. Л.
ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», г. Харьков

Для цитирования: Rak LI, Kashkalda DA, Vodolazhskyi ML. (2023). Hormone levels in adolescents with physiological and pathological course of puberty at different intensity of physical activity. Modern Pediatrics. Ukraine. 1(129): 28-34. doi 10.15574/SP.2023.129.28.
Статья поступила в редакцию 03.12.2022 г., принята в печать 07.02.2023 г.

Научные данные свидетельствуют о глобальной пандемии двигательной инертности подростков, которая приводит к развитию ряда хронических заболеваний. В то же время регулярные физические упражнения оказывают благоприятное влияние на рост и половое развитие детей и подростков.
Цельоценить влияние ФА на гормональный спектр крови подростков с физиологическим и патологическим течением пубертатного периода.
Материалы и методы. Обследованы 55 мальчиков и 46 девочек в возрасте 11-17 лет. Определена концентрация общего тестостерона, эстрадиола, кортизола, пролактина иммуноферментным методом, содержание серотонина — флуорометрическим методом. ФА подростков оценена с помощью IPAQ (Международный опросник по физической активности).
В зависимости от течения пубертатного периода подростки были распределены на 2 группы: 1 — с физиологическим половым развитием; 2 — с патологическим течением пубертата (мальчики с задержкой полового развития и девочки с расстройствами менструальной функции). По уровню ФА подростки были разделены на 2 группы: с низким (<7 балов) и высоким уровнем (>9 балов) двигательной активности.
Результаты. Установлено, что у мальчиков с физиологическим течением пубертата высокая ФА по сравнению с низкой активностью приводит к увеличению концентрации тестостерона, оказывает позитивное влияние на физическое развитие. При патологическом течении пубертата высокая ФА, напротив, снижает содержание тестостерона и, возможно, усугубляет половое развитие мальчиков.
У девочек высокая ФА на фоне физиологического течения пубертата приводит к увеличению содержания серотонина — показателя стресс-лимитирующей системы. При патологическом течении пубертатного периода высокая ФА оказывает положительный эффект, снижая уровень тестостерона и пролактина по сравнению с низкой активностью, что может способствовать нормализации менструальной функции, а также снижению стрессовых ситуаций.
Выводы. Физическая активность у подростков должна и далее поощряться, учитывая ее положительное влияние на гормональный спектр крови. Однако следует учитывать гендерные различия, статус полового развития и разные механизмы адаптации к ФА девочек и мальчиков. Очень важно определить оптимальный уровень ФА, обеспечивающий потребности детей и подростков, который благотворно влиял бы как на физическое, так и на психоэмоциональное развитие.
Исследование выполнено в соответствии с принципами Хельсинкской декларации. Протокол исследования одобрен Локальным этическим комитетом участвующего учреждения. На проведение исследований получено информированное согласие родителей, детей.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: подростки, физиологический и патологический пубертат, физическая активность, гормональный спектр крови.

ЛИТЕРАТУРА

1. ACOG. (2019, Oct). Screening and Management of the Hyperandrogenic Adolescent: ACOG Committee Opinion, Number 789. Obstet Gynecol. 134 (4): 106-114. https://doi.org/10.1097/AOG.0000000000003475

2. Alghadir AH, Gabr SA, Iqbal ZA. (2020). Effect of Gender, Physical Activity and Stress-Related Hormones on Adolescent's Academic Achievements. Int. J. Environ Res. Public Health. 17 (11): 41-43. https://doi.org/10.3390/ijerph17114143; PMid:32531964 PMCid:PMC7311984

3. Arain M, Haque M, Johal L et al. (2013). Maturation of the adolescent brain. Neuropsychiatr Dis Treat. 9: 449-461. https://doi.org/10.2147/NDT.S39776; PMid:23579318 PMCid:PMC3621648

4. Bandelow B, Baldwin D, Abelli M et al. (2017). Biological markers for anxiety disorders, OCD and PTSD: A consensus statement. Part II: Neurochemistry, neurophysiology and neurocognition. World J. Biol. Psychiatry. 18 (3): 162-214. https://doi.org/10.1080/15622975.2016.1190867; PMid:27419272 PMCid:PMC5341771

5. Buuse M, Hale MW. (2019). Stress: Physiology, Biochemistry, and Pathology. Handbook of Stress Series. 3: 115-123.

6. Campos C. (2021). Physical activity and adolescent sexual maturity: a systematic review. Cien Saude Colet. 26 (5): 1823-1832. https://doi.org/10.1590/1413-81232021265.17622019; PMid:34076123

7. Damjanovic V, Salcin L, Zenic N et al. (2019). Identifying Predictors of Changes in Physical Activity Level in Adolescence: A Prospective Analysis in Bosnia and Herzegovina. Int J Environ Res Public Health. 16 (14): 2573. Published online. https://doi.org/10.3390/ijerph16142573; PMid:31323866 PMCid:PMC6679343

8. Dey M, Samiran M, Chatterjee S, Borman AS. (2014). Effect of Regular Exercise on Prolactin Secretion: A Pilot Study. IOSR Journal of Sports and Physical Education (IOSR-JSPE). 1 (7): 2347-6745.

9. Дзьомбак ВБ, Макарчук ОМ. (2017). Характеристика перебігу пубертатного періоду у дівчаток-підлітків Прикарпатського регіону та основні чинники зниження репродуктивного потенціалу. Здоровье женщины. 6(122): 93-96. https://doi.org/10.15574/HW.2017.122.93.

10. Faigenbaum AD, MacDonald JP, Carvalho C et al. (2020). The pediatric inactivity triad: a triple jeopardy for modern day youth. ACSMS Health & Fitness Journal. 24: 10-17. https://doi.org/10.1249/FIT.0000000000000584

11. Gajapriya M, Jothipriya A, Gayathri R. (2019). Impact of stress on menstrual cycle. Devi Drug Invention Today. 12 (7): 1547-1549.

12. Greenwood BN, Fleshner M. (2011). Exercise, stress resistance, and central serotonergic systems. Exerc. Sport Sci. Rev. 39 (3): 140-149. https://doi.org/10.1097/JES.0b013e31821f7e45; PMid:21508844 PMCid:PMC4303035

13. Hackney A, Viru M, VanBruggen M et al. (2011). Comparison of the hormonal responses to exhaustive incremental exercise in adolescent and young adult males. Arq Bras Endocrinol Metabol. 55: 213-218. https://doi.org/10.1590/S0004-27302011000300006; PMid:21655870

14. Janssen X, Mann KD, Basterfield L et al. (2016). Development of sedentary behavior across childhood and adolescence: longitudinal analysis of the Gateshead Millennium Study. Int J Behav Nutr Phys Act. 13: 88. https://doi.org/10.1186/s12966-016-0413-7; PMid:27484336 PMCid:PMC4971697

15. Кулинский ВИ, Костюковская АС. (1969). Определение серотонина в цельной крови человека и лабораторных животных. Лабораторное дело. 7: 390-394.

16. Левенець СО, Верхошанова ОГ, Удовікова НО, Кашкалда ДА. (2017). Ефективність загальностимулювальної регулювальної терапії у дівчаток-підлітків із гіпоменструальним синдромом. Здоровье женщины. 3 (119): 37-40. https://doi.org/10.15574/HW.2017.119.37.

17. Levine S, Muneyyirci-Delale O. (2018). Stress-Induced Hyperprolactinemia: Pathophysiology and Clinical Approach. Obstet Gynecol Int, Article ID 9253083, 6 pages. https://doi.org/10.1155/2018/9253083; PMid:30627169 PMCid:PMC6304861

18. Мэтрэгунэ НГ, Бикир ЛИ, Кожокарь СВ. (2019). Влияние поведенческих факторов риска на развитие артериальной гипертензии у детей. Современная педиатрия. Украина. 5 (101): 49-56. https://doi.org/10.15574/SP.2019.101.49.

19. McHenry J, Carrier N, Hull E, Kabbaj M. (2014). Stress, serotonin, and hippocampal neurogenesis in relation to depression and antidepressant effects. Front Neuroendocrinol. 35 (1): 42-57. https://doi.org/10.1016/j.yfrne.2013.09.001; PMid:24076484 PMCid:PMC3946856

20. Melancon MO, Lorrain D, Dionne IJ. (2014). Changes in markers of brain serotonin activity in response tochronic exercise in senior men. Appl. Physiol. Nutr. Metab. 39: 1250-1256. https://doi.org/10.1139/apnm-2014-0092; PMid:25126826

21. Mindell JS; Coombs N; Stamatakis E. (2014). Measuring physical activity in children and adolescents for dietary surveys: practicalities, problems and pitfalls. Proceedings of the Nutrition Society. 73 (2): 218-225. https://doi.org/10.1017/S0029665113003820; PMid:24423128

22. Murphy J, Sweeney MR, McGrane B. (2020). Physical activity and sports participation in Irish adolescents and associations with anxiety, depression and mental wellbeing. Findings from the Physical Activity and Wellbeing (Paws) study. Physical Activity and Health. 4 (1): 107-119. https://doi.org/10.5334/paah.58

23. Начетова ТА, Беляева ЕЭ, Удовикова НА, Кашкалда ДА. (2018). Психологические особенности девочек-подростков с олигоменореей и вторичной аменореей и их зависимость от уровней стресс-реализующих гормонов. Міжнародний журнал педіатрії, акушерства та гінекології. 12 (1): 59-63.

24. Пархоменко ЛК, Страшок ЛА, Завеля ЕМ та інш. (2020). Оцінка фізичного та статевого розвитку підлітків в практиці сімейного лікаря. Східноєвропейський журнал внутрішньої та сімейної медицини. 1: 4-12. https://doi.org/10.15407/internalmed2020.01.004.

25. Richmond EJ, Rogol AD. (2016). Endocrine Responses to Exercise in the Developing Child and Adolescent. Frontiers of Hormone Research. 47: 58-67. https://doi.org/10.1159/000445157; PMid:27348816

26. Steinberg АL, Rubin-Falcone H, Galfalvy H, Kaufman J. (2019). Cortisol Stress Response and in Vivo PET Imaging of Human Brain Serotonin 1A Receptor Binding. Int. J. Neuropsychopharmacology. 22 (5): 329-338. https://doi.org/10.1093/ijnp/pyz009; PMid:30927011 PMCid:PMC6499240

27. Torner L. (2016). Actions of Prolactin in the Brain: From Physiological Adaptations to Stress and Neurogenesis to Psychopathology Front Endocrinol (Lausanne). 7 (25): 1-14. https://doi.org/10.3389/fendo.2016.00025; PMid:27065946 PMCid:PMC4811943

28. Tworoger SS, Sorensen B, Chubak J et al. (2007). Effect of 12 month randomized clinical trial of exercise on serum prolactin concentration in postmenopausal women. Cancer Epidemiol Biomakers prev. 16 (5): 895-899. https://doi.org/10.1158/1055-9965.EPI-06-0701; PMid:17507612

29. Yaribeygi H, Panahi Y, Sahraei H et al. (2017). The impact of stress on body function: A review EXCLI J. 16: 1057-1072. doi: 10.17179/excli-480.

30. Ybarra M, Danieles PK, Barnett TA et al. (2021). Promoting healthy lifestyle behaviours in youth: Findings from a novel intervention for children at risk of cardiovascular disease. Paediatr. Child Health. 26 (8): 478-485. https://doi.org/10.1093/pch/pxab033; PMid:34992701 PMCid:PMC8711697

31. Zimmer P, Stritt C, Bloch W et al. (2016). The effects of different aerobic exercise intensities on serum serotonin concentrations and their association with Stroop task performance: a randomized controlled trial. Eur J Appl Physiol. 116 (10): 2025-2034. https://doi.org/10.1007/s00421-016-3456-1; PMid:27562067

32. Zou J. (2022). An Empirical Analysis of the Effects of Physical Exercise on Adolescent Mental Health and Its Mediating Mechanisms. Journal of Environmental and Public Health. 6: 1-11. https://doi.org/10.1155/2022/2482884; PMid:36246463 PMCid:PMC9568337