• Нарушения умственного развития ребенка: причины и возможности предупреждения
ru К содержанию Полный текст статьи

Нарушения умственного развития ребенка: причины и возможности предупреждения

Modern Pediatrics.Ukraine.2020.3(107): 46-53; doi 10.15574/SP.2020.107.46
Маменко М. Е.1, Романкевич И. В.1, Шлеенкова А. А.2
1Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, г. Киев, Украина
2Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Украина

Для цитирования: Маменко МЕ, Романкевич ИВ, Шлеенкова АА. (2020). Нарушения умственного развития ребенка: причины и возможности предупреждения. Современная педиатрия. Украина. 4653; doi 10.15574/SP.2020.107.46
Статья поступила в редакцию 12.02.2020 г., принята в печать 18.05.2020 г.

Нарушения умственного развития, или умственная отсталость, является не только тяжелым испытанием для ребенка и его семьи, но и проблемой для системы здрвоохранения страны. Отсутствие единой терминологии и унифицированных подходов к диагностике не позволяют определить реальные масштабы проблемы, но считается, что умственная отсталость встречается приблизительно у 1–3% населения мира и преобладает в странах с низким и средним уровнем доходов. Умственная отсталость может манифестировать у детей разного возраста, иметь разную степень выраженности и разный потенциал эффективности коррекции, что делает своевременную диагностику важной, но и достаточно сложной задачей. Подходы к выявлению нарушений умственного развития отличаются в зависимости от возраста ребенка.
Цель — познакомить широкий круг врачей с принципами диагностики, возможного медикаментозного вмешательства и реабилитации детей с нарушениями умственного развития.
Освещены такие основные вопросы: наиболее частые причины нарушений умственного развития; влияние неполноценного питания на развитие умственной отсталости; диагностика нарушений умственного развития у детей разного возраста; важные элементы объективного обследования в выявлении нарушений умственного развития; оценка интеллекта с расчетом коэффициента IQ; возможности профилактики и коррекции нарушений умственного развития у детей. Задержка умственного развития должна оставаться в центре внимания врачей разных специальностей в силу широкого спектра приводящих к ней причин. Особая роль в вопросах своевременной диагностики нарушений ментальных функций, выявления возможных причин, создания плана обследования принадлежит специалистам общей практики. От них также зависит профилактика тех форм умственной недостаточности, которые связаны с нерациональным питанием, недостаточным вниманием со стороны родителей к воспитанию ребенка, влиянием разных факторов среды. Во многих случаях умственную отсталость и общие нарушения развития легче предупредить, чем лечить.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: нарушения умственного развития, дети, диагностика, лечение, реабилитация.

ЛИТЕРАТУРА

1. American Association of Intellectual and Developmental Disabilities. (2016). Intellectual disability. URL: https://aaidd.org/intellectual-disability. Accessed July 7, 2016.

2. Behrooz HG, Tohidi M, Mehrabi Ya et al. (2011). Subclinical hypothyroidism in pregnancy: intellectual development of offspring. Thyroid. 21 (10): 1143—1147. https://doi.org/10.1089/thy.2011.0053; PMid:21943136 PMCid:PMC3179614

3. Bougma K et al. (2013). Iodine and Mental Development of Children 5 Years Old and Under: A Systematic Review and Meta-Analysis. Nutrients. 5: 1384—1416. https://doi.org/10.3390/nu6125770; PMCid:PMC4276997.

4. Braaten BE, Norman D. (2006). Intelligence (IQ) Testing. Pediatrics in Review November. 27 (11): 403—408. https://doi.org/10.1542/pir.27-11-403; PMid:17079505

5. Cerbone M, Bravaccio C, Capalbo D, Polizzi M, Wasniewska M, Cioffi D, Improda N, Valenzise M, Bruzzese D, De Luca F, Salerno M. (2011). Linear growth and intellectual outcome in children with long-term idiopathic subclinical hypothyroidism. Eur J Endocrinol. 164: 591—597. https://doi.org/10.1530/EJE-10-0979; PMid:21292920

6. Committee on Substance Abuse and Committee on Children with Disabilities. (2000). Fetal Alcohol Syndrome and Alcohol-Related Neurodevelopmental Disorders. Pediatrics. 106. 358. https://doi.org/10.1542/peds.106.2.358.

7. De Escobar GM, Obregon MJ, Escobar F. (2004). Del Rey Role of thyroid hormone during early brain development. European Journal of Endocrinology. 151: 25—37. https://doi.org/10.1530/eje.0.151u025; PMid:15554884

8. Ergur AT, Taner Y, Ata E, Melek E, Bakar EE, Sancak T. (2012). Neurocognitive functions in children and adolescents with subclinical hypothyroidism. J Clin Res Pediatr Endocrinol. 4: 21—24. https://doi.org/10.4274/Jcrpe.497; PMid:22394701 PMCid:PMC3316458

9. Julvez J, Alvarez-Pedrerol M, Rebagliato M, Murcia M, Forns J, Garcia-Esteban R, Lertxundi N, Espada M, Tardon A, Riano Galan I, Sunyer J. (2013). Thyroxine levels during pregnancy in healthy women and early child neurodevelopment. Epidemiology. 24: 150—157. https://doi.org/10.1097/EDE.0b013e318276ccd3; PMid:23232616

10. Маменко МЄ. (2017). Профілактика йододефіцитних захворювань: що має знати та може зробити педіатр і лікар загальної практики? (Клінічні рекомендації). Современная педиатрия. 2 (82): 8—16. https://doi.org/10.15574/SP.2017.82.8.

11. Maulik PK, Mascarenhas MN, Mathers DM, Dua T, Saxena S. (2011, Mar-Apr). Prevalence of Intellectual Disability: a Meta0Analysis of Population-Based Studies. Res Dev Disabil. 32 (2): 419—436. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2010.12.018
PMid:21236634

12. Mishra S, Mishra AP. (2018). Approach to Neurodegenerative Disease in Children: A Short Review. Progressing Aspects in Pediatrics and Neonatology. 1 (5). PAPN. https://doi.org/10.32474/PAPN.2018.01.000121

13. Moeschler JB, Shevell M. (2014). Comprehensive Evaluation of the Child With Intellectual Disability or Global Developmental Delays. Pediatrics September. 134 (3): e903-e918. https://doi.org/10.1542/peds.2014-1839; PMid:25157020

14. МОЗ України. (2008). Клінічний протокол медичного догляду за здоровою дитиною до 3 років. Наказ МОЗ України від 20.03.2008 № 149: 84.

15. Pedersen CB, Mors O, Bertelsen A et al. (2014). A comprehensive nationwide study of the incidence rate and lifetime risk for treated mental disorders. JAMA Psychiatry. 71 (5): 573—581. https://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2014.16; PMid:24806211.

16. Puiu M, Dumitriu S, Chiritta-Emandi A, Gradinaru R, Arghirescu S. (2013, Jan 9). The Genetics of Mental Retardation, Genetic Disorders, Intech Open, doi: 10.5772/52964. URL: https://www.intechopen.com/books/genetic-disorders/the-genetics-of-mental-retardation. https://doi.org/10.5772/52964

17. Purugganan O. (2018, Jun). Intellectual Disabilities. Pediatrics in Review. 39 (6): 299—309. https://doi.org/10.1542/pir.2016-0116; PMid:29858292

18. Rare Disease UK. (2018). Living with a rare condition: the effect on mental health — Rare Disease UK. URL: www.raredisease.org.uk/our-work/living-with-a-rare-condition-the-effect-on-mental-health-2018/. Accessed October 19, 2018.

19. Raymond J, La Franchi SH. (2010). Fetal and neonatal thyroid function: review and summary of significant new findings. Curr Open Endocrinol Diabetes Obes. 17 (1): 1—7. https://doi.org/10.1097/MED.0b013e328333b0b2; PMid:19901830

20. World Heals Organization. (2020). Micronutrient deficiencies. URL: https://www.who.int/nutrition/topics/idd/en.

21. Zimmermann MB. (2009). Iodine Deficiency. Endocrine Reviews. 30 (4): 376—408. https://doi.org/10.1210/er.2009-0011; PMid:19460960