• Влияние здоровьезберегающих технологий на антиинфекционную резистентность и формирование хронической патологии у детей младшего школьного возраста

Влияние здоровьезберегающих технологий на антиинфекционную резистентность и формирование хронической патологии у детей младшего школьного возраста

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2018.4(92):17-21; doi 10.15574/SP.2018.92.17

Бекетова Г. В., Савинова Е. Б.
Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, г. Киев, Украина

В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению показателей заболеваемости среди детей, особенно после их поступления в школу, что обуславливает необходимость внедрения здоровьезберегающих технологий (ЗЗТ).
Цель: оценить влияние ЗЗТ «Обучение в движении» на состояние антиинфекционной резистентности и частоту формирования функциональных и хронических соматических заболеваний у детей младшего школьного возраста.
Материалы и методы. Проведено углубленное клинико-инструментальное обследование 153 детей младшего школьного возраста перед началом обучения в школе, через 1 и 2 года и после окончание начальной школы в гимназии №287 г. Киева (основная группа — 65 учеников), где внедрена ЗЗТ «Обучение в движении», и в ООШ №3 г. Боярка Киевской области, де ЗЗТ не применяли (группа сравнения — 88 учеников). Состояние антиинфекционное резистентности определяли по частоте эпизодов острых респираторных инфекций (ОРИ) в течение года, наличию их осложнений, частотой функциональных и хронических соматических заболеваний.
Результаты. В ходе 4-летнего наблюдения за детьми доказано положительное влияние ЗЗТ на состояние противоинфекционной защиты. В основной группе отсутствовал прирост доли детей с хронической патологией, достоверно снизился удельный вес учеников с функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы (с 30,8% до 8,3%), в то время как в группе сравнения зафиксирован достоверный прирост доли детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с 29,5% до 44,4%), болезнями органов пищеварения (с 21,9% до 36%), органов дыхания (с 7,9% до 44,4%), эндокринной патологией (с 32,5% до 50,0%), функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы (с 46,6% до 58,3%). В основной группе дети достоверно реже пропускали занятия по болезни, также было достоверно больше детей, которые ни разу не болели в течение учебного года.
Выводы. Применение ЗЗТ «Обучение в движении» предупреждает развитие хронической патологии и позволяет обеспечить высокий уровень антиинфекционной резистентности детей младшего школьного возраста, что проявляется значительным снижение заболеваемости сезонными ОРИ, уменьшением их длительности, предупреждает возникновение осложнений и формирование функциональных расстройств и хронической патологии. Полученные данные позволяют рекомендовать указанную технологию для широкого внедрения в общеобразовательных учебных заведениях.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, заболеваемость, здоровьезберегающие технологии, острые респираторные инфекции, антиинфекционная резистентность.

Литература

1. Бойченко Т. (2005). Валеологія — мистецтво бути здоровим. Здоров'я та фізична культура. 2: 1—4.

2. Волкова ІВ, Марінушкіна ОЄ, Покроєва ЛД, Рябова ЗВ. (2007). Становлення шкіл сприяння здоров'ю. Харків: ХОНМІБО: 40.

3. Дубогай О. (2005). Навчання в русі: Здоров'язберігаючі педагогічні технології в початковій школі. Методичні рекомендації. Київ: ВД Шкільний світ: 112.

4. Зайцева ОВ. (2009). Рецидивирующие респираторные инфекции у детей. Медицинская газета. 86: 9.

5. Здоровые дети — лучшая инвестиция в будущее: http://www/100spravok.ru/100spravok/Artikle.aspx?ID=332.

6. Лук'янова ОМ, Квашніна ЛВ. (2004). Стан здоров'я дітей молодшого шкільного віку та шляхи його корекції. Перинатологія та педіатрія. 1: 3—5.

7. МОЗ України, ДУ УІСД МОЗ України (2017). Щорічна доповідь про стан здоров'я населення, санітарно-епідемічну ситуацію та результати діяльності системи охорони здоров'я України. 2016 рік. Київ: 46—68.

8. Няньковский СЛ, Яцула МС, Сенкевич ЕМ, Пасичнюк ИП. (2014). Медико-социальные особенности состояния здоровья школьников в Украине. Georgian Medical News. 5(230): 60—65.

9. Оржеховська ВМ. (ред.). (2007). Словник основних термінів і понять з превентивного виховання. Тернопіль: ТзОВ Терно граф: 177—179.

10. Речкина ЕА. (2013). Часто болеющие дети и роль иммунокоррекции в их лечении. Астма та алергія. 1: 44—47.

11. Семенова НО, Левчук МВ. (2007). Технологія проектування школи сприяння здоров'ю. Виховна робота в школі. 4: 4—15.

12. Смирнов НК. (2002). Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Москва: АПК и ПРО: 121.

13. Amialchuk A, Kotalik A. (2016). Do Your School Mates Influence How Long You Game? Evidence from the U.S. Jimenez-Murcia S, ed. PLoS ONE. 11(8): 0160664.