• Влияние здоровьесохраняющих технологий на состояние здоровья детей младшего школьного возраста
К содержанию

Влияние здоровьесохраняющих технологий на состояние здоровья детей младшего школьного возраста

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2018.8(96):17-21; doi 10.15574/SP.2018.96.17

А.В. Бекетова, К.Б. Савинова, А.Д. Дубогай, Г.Д. Мищерская
Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, г. Киев, Украина
Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина
КУ КОС «Киевская областная детская больница», г. Боярка, Украина

В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению показателей заболеваемости среди детей, особенно после их поступления в школу, что обуславливает необходимость внедрения здоровьесохраняющих технологий (ЗСТ).

Цель: оценить влияние ЗСТ «Обучение в движении» А.Д. Дубогай на состояние здоровья и адаптационные возможности детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Проведено углубленное клинико-инструментальное обследование 153 детей младшего школьного возраста перед началом (2013 г.) и в течение обучения (2013–2018 гг.) в средней школе №287 г. Киева (n=65, основная группа), где внедрена ЗСТ «Обучение в движении», и в средней школе №3 г. Боярка Киевской области, де ЗСТ не применяли (n=88, группа контроля).

Результаты. После внедрения ЗСТ «Обучение в движении» в основной группе отмечен достоверный прирост количества детей с гармоничным физическим развитием на 36%, а у учеников группы контроля изменений в физическом развитии почти не было (38,6% в первом и 41,7% в пятом классе). Под влиянием ЗСТ улучшились показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) — достоверно увеличилось количество учеников с удовлетворительными адаптационно-резервными ее возможностями согласно индексу Баевского (97,2% против 33,3% в группе контроля по окончании начальной школы). Высокий и выше среднего уровень функционального резерва сердца (по данным пробы Руфьє) по окончании начальной школы имели 77,6% учеников основной группы и только 8,4% в группе контроля. Возросли также функциональные резервы дыхательной системы — при применении ЗСТ количество учеников с удовлетворительными результатами пробы Штанге возросло с 67% до 87%, а в группе контроля — снизилось с 62,5% до 24,5%. Пробу Генче в конце обучения в начальной школе удовлетворительно выполняли 100% детей, а в группе сравнения — 76,5%. В основной группе существенно возросло количество детей с высоким жизненным индексом (с 58,5% до 97,2%), а в группе контроля этот показатель снизился (с 27,3% до 16,7%). Улучшилась противоинфекционная резистентность школьников основной группы — в четвертом классе количество пропущенных дней обучения за год на одного ученика составило 15,9, а в контроле — 53,9 дня. В основной группе не отмечалось прироста доли детей с хронической патологией, достоверно снизился удельный вес учеников с функциональными расстройствами ССС с 30,8% до 8,3%.

Выводы. Использование ЗСТ «Обучение в движении» достоверно улучшает функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у учеников начальной школы, сопротивляемость инфекциям, что позволяет рекомендовать методику для широкого внедрения.

Ключевые слова: дети, младший школьный возраст, состояние здоровья, адаптационно-резервные возможности, здоровьесохраняющая технология.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипкін ЮГ, Волосовець ОП, Майданник ВГ та ін. (2018). Стан здоров'я дітей — майбутнє країни. Здоровье ребенка. 13; 1. https://doi.org/10.22141/2224-0551.13.1.2018.127059

2. Бекетова ГВ, Савінова КБ.(2018). Вплив здоров'язберігаючих технологій на антиінфекційну резистентність та формування хронічної патології у дітей молодшого шкільного віку. Современная педиатрия. 4(92): 17—22. doi 10.15574/SP.2018.92.17

3. Бойченко Т. (2005). Валеологія — мистецтво бути здоровим. Здоров'я та фізична культура. 2: 1—4.

4. Дубогай ОД. (2005). Навчання в русі: Здоров'язберігаючі педагогічні технології в початковій школі: метод. реком. Київ: ВД Шкільний світ: 112.

5. Лукьянова ЕМ. (2003). Медицинские и педагогические аспекты проблемы сохранения здоров'я детей. Междунар. мед. журнал. 9;3: 6—9.

6. МОЗ України, ДУ УІСД МОЗ України. (2017). Щорічна доповідь про стан здоров'я населення, санітарно-епідемічну ситуацію та результати діяльності системи охорони здоров'я України. 2016 рік. Київ: 43—69.

7. Моїсеєнко РО, Дудіна ОО, Гойда НГ. (2017). Аналіз стану захворюваності та поширеності захворювань у дітей в Україні за період 2011—2015 роки. Современная педиатрия. 2(82): 17—27. https://doi.org/10.15574/SP.2017.82.17

8. Муквіч ОМ, Камінська ТМ.(2016). Організація профілактично-реабілітаційних заходів у дітей в умовах школи. Современная педиатрия. 3(75): 15—18. https://doi.org/10.15574/SP.2016.75.15

Статья поступила в редакцию 13.07.2018 г., принята к печати 02.12.2018 г.