• Влияние санаторно-курортного лечения детей школы-интерната на их психологические и соматические параметры.
ru К содержанию

Влияние санаторно-курортного лечения детей школы-интерната на их психологические и соматические параметры.

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2014.3(59):33-39; doi 10.15574/SP.2014.59.33

Влияние санаторно-курортного лечения детей школы-интерната на их психологические и соматические параметры.

Пипа Л. В., Филик А. В., Лукьянович И. Л., Пилюйко Н. В., Мурдид М. П., Лисица Ю. М., Астахова Ж. Ф., Заморока В. М.

Винницкий национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Украина

Санаторий «Южнобережный», г. Алупка, Украина

Цель: исследовать влияние на психоэмоциональное состояние воспитанников школы-интерната с нарушениями дыхальной системы психофармкоррекции и санаторно-курортного лечения.

Пациенты и методы. Под наблюдением находились 40 детей в возрасте 10–14 лет. Всем детям проводили исследование тревожности, истощенности психических процессов, самооценки состояния и лабораторно-инструментальные обследования. 20 детей получали фармакологическую поддержку ноофеном в течение 15 дней.

Результаты. У подростков с семейной депривацией, имевших дыхательные расстройства в виде псевдоастматических и астматических приступов, обнаружены признаки развития психосоматических (выраженная тревожность, истощение психических процессов, сниженная самооценка) та функциональных нарушений. Проведенные реабилитационные мероприятия уменьшили болезненные проявления у 72% исследуемых. Дополнение реабилитационных мероприятий ноофеном показало лучший ответ на лечение. Данные психологических исследований подтверждались изменениями в общем анализе крови, дыхательных пробах, ЭКГ.

Выводы. Комбинация реабилитационных мероприятий с фармакологической коррекцией ноофеном существенно более эффективна, но требует продления курса лечения, поскольку полного восстановления нарушенных функций за период исследования не было достигнуто.

Ключевые слова: психосоматические нарушения, тревожность, реабилитация, дети.

Литература: 

1. Антропов ЮФ, Бельмер СВ. 2005.Соматизация психических расстройств в детском возрасте. М.

2. Арина ГА, Николаева ВВ. 2004. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. Матер межведомственной научно-практ конф «Междисциплинарные проблемы психологии телесности». Москва, 20—21 окт. 2004 г. М.

3. Бєляєва ОЕ, Даниленко ГМ. 2012. Особливості когнітивної сфери дітей, що навчаються за програмою «Інтелект України». Когнітивні розлади у дітей. Матеріали наук. симп. Х: 8—9.

4. Гринберг Дж. 2004. Управление стрессом. 7-е изд. СПб, Питер: 496.

5. Золотова ТН. 2008. Психология стресса. М, Книголюб: 192.

6. Ковалева ОН. 2011. Механизмы развития и нейрофармакологическая коррекция вегето-сосудистых нарушений у больных артериальной гипертензией с метаболическим синдромом. Ліки України. 2(6): 11—16.

7. Кондаков ИМ. 2007. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб, Прайм-ЕВРОзнак: 783.

8. Кукурудза ГВ. 2012. Дитяче-батьківські відносини як фактор розвитку дітей раннього віку з психомоторними порушеннями. Когнітивні розлади у дітей. Матеріали наук. симп. Х: 16—17.

9. Леонтьев ДА. 2003. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться. Московск психотерапевтич журн. 2: 107—119.

10. Маклаков АГ. 2007. Общая психология. Учебн. для вузов. СПб, Питер: 583.

11. Малкина-Пых ИГ. 2005. Телесная терапия. М, Эксмо: 752.

12. Нагорна НВ, Дубова ГВ, Бордюгова ОВ. 2013. Психовегетвтивний синдром у дітей та шляхи його усунення. Таврич медико-биологич вестн. 16,3,1(63): 110—117.

13. Николаева ВВ, Арина ГА. 2003. Клинико-психологические проблемы психологии телесности. Психологич журн. 24,1: 119—126.

14. Монастырский ЮИ, Серкова ВК, Кузьминова НВ, Домбровская ЮВ. 2007. Опыт применения «Ноофена» в лечении больных нейроциркуляторной дистонией. Укр терапевт журн. 4: 83—86.

15. Пезешкиан Н. 2006. Психосоматика и позитивная психотерапия. М, Ин-т позитивной психотерапии: 464.

16. Перова ЕИ. 2005. Стресс и психические расстройства в спортивной травматологии. Спортивный психолог. 1(4): 56—58.

17. Прихожан AM, Толстых НН. 2005. Психология сиротства. Учебн пособ для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 2-е изд. СПБ, Питер.

18. Проскурина ТЮ, Михайлова ЕА. 2012. Когнитивные нарушения у подростков с невротическими расстройствами. Когнітивні розлади у дітей. Матеріали наук симп. Х: 48—49.

19. Проскурина ТЮ. 2012. Социальные и клинические предпосылки школьной неуспеваемости и ее коррекция у учеников младших классов с аффективной патологией. Когнітивні розлади у дітей. Матеріали наук симп. Х: 45—47.

20. Сандомирский МЕ. 2005. Психосоматика и телесная психотерапия. Практич рук-во. М, Класс: 592.

21. Хухлаева ОВ, Хухлаев ОЕ, Первушина ИМ. 2004. Тропинка к своему Я.: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М, Генезис: 175.

22. Erhart M et al. 2012. Examining the relationship between attentiondeficit/hyperactivity disorder and overweight in children and adolescents obesity. Eur Child Adolesc Psychiatry. 21(1): 39—49. http://dx.doi.org/10.1007/s00787-011-0230-0; PMid:22120761

23. Hebebrand J, Herpertz-Dahlmann B. 2009. Psychological and psychiatric aspects of pediatric obesity. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. 18(1): 49—65. http://dx.doi.org/10.1016/j.chc.2008.08.002; PMid:19014857

24. Matthews G, Zeidner M, Roberts RD. 2004. Emotional intelligence: science and myth. Mil.

25. Silber TJ. 2003. Somatization Disorders in Children and Adolescents. Pediatrics in Review. 24,8: 255—264. http://dx.doi.org/10.1542/pir.24-8-255

26. Vander Wal JS, Mitchell ER. 2011. Psychological cjmplication of pediatric obesity. Pediatr Clin North Am. 58(6): 1393—1401. http://dx.doi.org/10.1016/j.pcl.2011.09.008; PMid:22093858