• Субъективная оценка здоровья детей, социальные детерминанты его формирования

Субъективная оценка здоровья детей, социальные детерминанты его формирования

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2018.4(92):44-48; doi 10.15574/SP.2018.92.44

Пересыпкина Т. В.
ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков Национальной академии медицинских наук Украины», г. Харьков
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Украина

Анкетирование считается источником информации о состоянии здоровья, благополучии, социальных условиях и поведении детей и используется с целью определения рисков здоровья и предупреждения его ухудшения в будущем.
Цель: на основании оценки подростками состояния своего здоровья определить факторы, которые его обуславливают.
Материалы и методы. Было проведено анкетирование школьников с соблюдением всех требований Хельсинской декларации о сохранении персональных данных. В исследовании принял участие 821 подросток — ученик 9–11 классов общеобразовательных учебных заведений сети Школ содействия здоровью двух районов г. Харькова. В зависимости от субъективной оценки собственного здоровья все дети были распределены на две группы: дети, считавшие себя здоровыми и не имевшие жалоб на состояние здоровья; дети, которые имели отклонения в здоровье и могли определить, со стороны каких именно органов и систем.
Результаты. Среди детей, жаловавшихся на здоровье, ниже показатель получения помощи в вопросах здорового способа жизни со стороны учителей, родителей, больше удельный вес тех, кто ее вообще не получает. Дети с заболеваниями менее осведомлены о влиянии вредных привычек на состояние и здоровья и более толерантны к рекламе табака и алкоголя; эти дети имеют более низкий уровень физической активности, больше времени проводят на дискотеках, в клубах, меньше участвуют в общественной жизни; в их семьях чаще курит мать или все члены семьи. Дети с неудовлетворительным состоянием здоровья чаще недовольны отношениями в семье, учебным заведением, качеством преподавания в нем, не желают получают новую информацию о здоровьеориентированном поведении. Преимущественно подростки жаловались на расстройства нервной системы, органов зрения, желудочно/кишечного тракта, костно-мышечной системы и органов дыхания. Почти пятая часть опрошенных школьников имела жалобы со стороны двух и более систем организма.
Выводы. В зависимости от субъективной оценки здоровья установлены отличия в способе жизни школьников, роли семьи в формировании здоровьеориентированного поведения и отношении к вредным привычкам, потребности школьников в получении помощи. Выявленные проблемные вопросы целесообразно использовать для разработки модели или критериев оценки уровня здоровья учебного коллектива.
Ключевые слова: здоровье школьников, образ жизни, социальные детерминанты здоровья, профилактика, анкетирование.

Литература

1. Поведение детей школьного возраста в отношении здоров'я (HBSC). http://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/child-and-a-dolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc/growing-up-unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey

2. Breidablik HJ, Meland E, Lydersen S. (2008). Self-rated health in adolescence: a multifactorial composite. Scand J Public Health. 36(1): 12–20. https://doi.org/10.1177/1403494807085306; PMid:18426780

3. De Matos М, Barrett P, Dadds M, Shortt A. (2003). Anxiety, depression and peer relationships during adolescence: results from the Portuguese national health behaviour in school-aged children survey. Eur J Psychol Educ. 18(1): 3–14.

4. Health Behaviourin School-Aged Children. World Health Organization collaborative cross-nationalsurvey. http://www.hbsc.org/

5. Idler EL, Benyamini Y. (1997). Self-rated health and mortality: a review of 27 community studies. J Health Soc Behav. 38(1): 21–37. https://doi.org/10.2307/2955359; PMid:9097506