• Реализация пилотного проекта (объединение финансовых ресурсов, размежевание финансовых ресурсов за видами медицинской помощи): преимущества и риски 
ru К содержанию

Реализация пилотного проекта (объединение финансовых ресурсов, размежевание финансовых ресурсов за видами медицинской помощи): преимущества и риски 

PERINATOLOGIYA I PEDIATRIYA.2014.4(60):10–13;doi10.15574/PP.2014.60.10 

Реализация пилотного проекта (объединение финансовых ресурсов, размежевание финансовых ресурсов за видами медицинской помощи): преимущества и риски 

М.В. Шевченко 
ГУ «Украинский институт стратегических исследований МЗ Украины», г. Киев, Украина 

УДК 614.2.001.73:336(083.94) 

Цель — осуществление оценки внедрения новых финансовоэкономических механизмов в пилотных регионах, в частности, создание более мощ 
ных финансовых «пулов», размежевание расходов по видам медпомощи и возможность распространения приобретенного опыта на систему здра 
воохранения в Украине. 

Материалы и методы. В процессе проведения исследования проанализированы положения соответствующих нормативноправовых актов, данные 
мониторинга комплекса показателей для проведения оценки реформирования системы здравоохранения в пилотных регионах. Использованы ана 
литический, сравнительный методы. 

Результаты. Установлено, что объединение финансовых ресурсов на уровне областного бюджета позволило обеспечить принцип екстериториаль 
ности, равного доступа специализированной медпомощи, сформировать более мощные финансовые пулы для обеспечения уровня гарантий для 
населения. В частности, в Днепропетровской области обеспечено 100процентное финансирование неотложной помощи, увеличено на 46,3% 
финансирование обеспечения льготных категорий населения безвозмездными лечебными средствами за рецептами врачей, приведены расходы на
медикаменты и питание к единым нормативам и увеличение их более чем в 2 раза. 
Финансирование по сокращенной экономической классификацией расходов на уровне распорядителей низшего уровня позволило финансировать 
учреждения здравоохранения, которые предоставляют первичную медицинскую помощь в пилотных регионах за двумя кодами экономической клас 
сификации расходов. Это позволило упростить и уменьшить документооборот в учреждениях здравоохранения, которые предоставляют первичную
медицинскую помощь; ускорить оплату платежных доверенностей в органах Государственной казначейской службы Украины, повысить оператив 
ность внесения изменений в росписи ассигнований по распорядителям низшего уровня, упростить порядок перераспределения бюджетных средств
в части внесения изменений в планы использования бюджетных средств; самостоятельно определять первоочередность платежей. 
Выводы. Концентрация на уровне областного бюджета финансовых, кадровых и материальных ресурсов юридически позволяет обеспечить марш 
рутизацию пациента по направлениям оказания медицинской помощи, реализацию единых подходов в финансировании учреждений здравоохране 
ния, выделение первоочередных мер, уменьшение финансовых рисков для пациентов. Использование порядка финансирования по двум кодам эко
номической классификации расходов в учреждениях здравоохранения независимо от вида медпомощи является положительной новацией и может 
распространятся при дальнейшем реформировании системы здравоохранения Украины. 

Ключевые слова: объединение финансовых ресурсов, финансовые пулы, сокращенная классификация расходов, размежевание. 

Литература: 

1. Деякі питання розподілу обсягу міжбюджетних трансфертів (у редакції від 12.04.2014): постанова Кабінету Міністрів України від 08.12.2010 р. № 1149. http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1149—2010%D0%BF/card6#Public.

2. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2000 г.: системы здравоохранения: улучшение деятельности. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2000: 108—109.

3. Про внесення змін до Порядку складання, розгляду, затвердження та основних вимог до виконання кошторисів бюджетних установ: постанова Кабінету Міністрів України від 08.02.2012 № 86. http://zakon2.ra

4. Про внесення змін до Порядку складання, розгляду, затвердження та основних вимог до виконання кошторисів бюджетних установ: постанова Кабінету Міністрів України від 19.06.2013 р. № 465. http://zakon2.ra

5. Про економію державних коштів та недопущення втрат бюджету: постанова Кабінету Міністрів України від 01.03.2014 р. № 65. http://zakon1.ra

6. Про затвердження Інструкції щодо застосування економічної класифікації видатків бюджету та Інструкції щодо застосування класифікації кредитування бюджету : наказ Міністерства фінансів від 12.03.2012 р. № 333 (зареєстрований у Міністерстві юстиції України 27.03.2012 р. за № 456/20769). http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/artic

7. Про затвердження комплексу показників для проведення оцінки реформування системи охорони здоров'я у пілотних регіонах: наказ МОЗ України від 15.08.2011 р. № 507. http://moz.gov.ua/ua/portal/dn_20110815_507.html.

8. Про затвердження Методики розподілу обсягу видатків між видами медичної допомоги : наказ МОЗ України від 15.05.2013 р. № 373 (зареєстрований у Міністерстві юстиції України 20.06.2013 р. за №1044/23576). http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z1044<13.

9. Про порядок проведення реформування системи охорони здоров'я у Вінницькій, Дніпропетровській, Донецькій областях та місті Києві: Закон України від 07.07.2011 р. № 3612

10. Про удосконалення моніторингу реформи системи охорони здоров'я: наказ МОЗ України від 11.06.2013 р. № 494. http://www.moz.gov.ua/ua/por

11. The world health report: health systems fnancing: the path to universal coverage. Всемирная организация здравоохранения. Geneva, 2010: 88—89.