• Опыт организации физической реабилитации подростков 16–17 лет с артериальной гипертензией в условиях учебного заведения.
ru К содержанию

Опыт организации физической реабилитации подростков 16–17 лет с артериальной гипертензией в условиях учебного заведения.

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2014.3(59):89-93; doi 10.15574/SP.2014.59.89

 

Опыт организации физической реабилитации подростков 16–17 лет с артериальной гипертензией в условиях учебного заведения.

 

Иванько О. Г., Михалюк Е. Л., Пидкова В. Я., Недельская Е. В., Малахова С. М., Кизима Н. В., Круть О. С., Пацера М. В., Радутная Е. А., Шульга А. А.

Запорожский государственный медицинский университет, Украина

 

Цель: разработка принципов организации физической реабилитации подростков с артериальной гипертензией (АГ) непосредственно в учебном заведении с использованием тренировочной программы занятий на велотренажерах и обобщение полученных результатов.

Пациенты и методы. Тренировочные упражнения по предложенной методике прошел 81 подросток с АГ. Занятия на велотренажере проводились дважды в неделю и длились 30 минут. Реабилитационный курс длился шесть месяцев.

 

Результаты. Каждая тренировка закономерно снижала артериальное давление (АД) на пятой минуте восстановительного периода, что следует отнести к позитивному симптоматическому действию упражнения на велотренажере. У тренировавшихся лиц по результатам теста PWC170 повышалась физическая работоспособность. Через шесть месяцев после окончания реабилитационной программы среднесуточное систолическое АД уменьшилось у юношей на 3 мм рт.ст., а у девушек — на 11 мм рт.ст., что позволило значительной их части выйти из зоны высоких показателей АД и достичь так называемых «целевых показателей». 

 

Выводы. Доказанное положительное влияние на повышенное АД у подростков регулярных динамических физических упражнений (тренировка на велотренажерах) свидетельствует о целесообразности и практической возможности организации фитнес-залов непосредственно в учебном заведении.

 

Ключевые слова: подростки, артериальная гипертензия, физическая реабилитация, учебное заведение

Литература:

1. Волосовец АП, Кривопустов СП, Мороз ТС. 2010. Артериальная гипертензия у детей и подростков: современные подходы к диагностике и лечению. Therapy. 2(44): 25—27.

2. Майданник ВГ, Коренєв ММ, Хайтович МВ, Богмат ЛФ. 2006. Діагностика та класифікація первинної артеріальної гіпертензії у дітей. ПАГ. 6: 5—10.

3. Майданник ВГ, Хайтович МВ, Місюра ЛІ та ін. 2006. Діагностика та лікування первинної артеріальної гіпертензії у дітей та підлітків. Метод рекомен. К, Нац. мед. ун-т ім. ОО. Богомольця: 43.

4. Контроль высокого артериального давления у детей и подростков: рекомендации Европейского общества гипертензии. Артериальная гипертензия. 2009. 6(8): 55—84.

5. Коренєв ММ, Богмат ЛФ, Ніконова ВВ та ін. 2009. Лікування та профілактика формування ускладнень у підлітків із артеріальною гіпертензією. Метод реком. К: 25.

6. Рекомендації Української Асоціації кардіологів з профілактики та лікування артеріальної гіпертензії. Посібн до Національної програми профілактики і лікування артеріальної гіпертензії. 4-е вид. К. 2008: 53.

7. Иванько ОГ, Михалюк ЕЛ, Пидкова ВЯ та ін. 2011. Физические упражнения и артериальная гипертензия у подростков. Здоровье ребенка. 4: 113—116.

8. 2007 Guidelines for the management of arterial hypertension. Europ Heart Journal. 2007. 28: 1462—1536. PMid:17562668

9. Whelton SP, Chin A, Xin X, He J. 2002. Effect of aerobic exercise on blood pressure: A meta-analysis of randomized, controlled trials. Ann Intern Med. 136(7): 493—503. http://dx.doi.org/10.7326/0003-4819-136-7-200204020-00006

10. The IDF consensus definition of the Metabolic syndrome in children and adolescents. Brussels international diabetic federation, 2007: 23.