• Новый подход к анализу функционального состояния организма детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа

Новый подход к анализу функционального состояния организма детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2018.2(90):37-46; doi 10.15574/SP.2018.90.37

Майданник В. Г., Файнзильберг Л. С., Дуккарт К. Б., Морозик А. А., Кондратюк А. С.
Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, г. Киев, Украина
Международный научноучебный центр информационных технологий и систем НАН и МОН Украины, г. Киев

Цель: дальнейшее изучение оригинального метода оценки функционального состояния организма детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа (СД1).
Материалы и методы. Обследовано 23 ребенка с СД1 и 22 практически здоровых школьника. Исследования проводили с помощью диагностического комплекса «ФАЗАГРАФ®». Вычислялись показатели электрокардиограммы (ЭКГ) и вариабельности ритма сердца (ВРС) в состоянии покоя, на высоте нагрузки и в период реституции, которые образуют пять классов характерных паттернов. Определялись распределения паттернов в группах.
Результаты. Установлено, что для показателей AMo и ИН доминантными были паттерны класса «Минимум», а для SDNN и RMSSD — класса «Максимум». У больных детей в 26,1% случаев наблюдались атипичные паттерны «Минимум» для показателя SDNN и в 43,5% — для показателя RMSSD. Нетипичная реакция на нагрузку для показателя pNN50 встречалась у 56,5% больных, в то время как у здоровых — только в 9,5% (p=0,95). Для показателя симметрии зубца Т (βT) у детей с СД1 в 26,1% случаев наблюдались атипичные паттерны «Возрастание» по сравнению с 14,3% у здоровых детей. Подобная реакция наблюдалась и для показателя среднеквадратичного отклонения симметрии зубца Т (СКВ βT).
Выводы. Выявление нетипичных паттернов, характеризующих динамику показателей ВРС и ЭКГ в результате пробы с физической нагрузкой, можно считать достоверным диагностическим маркером диабетической кардиомиопатии.
Ключевые слова: сахарный диабет, адаптационно-приспособительные реакции, симметрия зубца Т, ФАЗАГРАФ®.

Литература

1. Васильева РМ. (1989). Состояние центральной гемодинаміки у детей школьного возраста при выполнении физических нагрузок разной мощности. В книге ЛЕ Любомирский (ред.). Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников. Москва: Педагогика: 39—58.

2. Вентцель ЕС. (1969). Теория вероятности. Москва: Наука.

3. Горбунова ИА. (2009). Влияние дозированной физической нагрузки на процессы адаптации и дизадаптации сердечно-сосудистой системы у детей в норме и при патологии. http://www.dissercat.com/content/vliyanie-dozirovannoi-fizicheskoi-nagruzki-na-protsessy-adaptatsii-i-dizadaptatsii-serdechno#ixzz-fOlfkIzY.

4. Майданник ВГ, Суліковська ОВ. (2005). Спектральний аналіз варіабельності серця у дітей при різних захворюваннях. Педіатрія, акушерство та гінекологія. 1: 32—39.

5. Майданник ВГ, Хайтович НВ, Файнзильберг ЛС, Степанов ВА, Владимирова АА, Мисюра ЛИ. (2013). Симметрия зубца Т на электрокардиограмме как маркер кардиометаболического риска у школьников. Международный журнал педиатрии, акушерства и гинекологиию. 4(3): 35—39.

6. Морозик АА, Файнзильберг ЛС. (2015). Диагностическая значимость сочетанного анализа электрокардиосигнала на фазовой плоскости и вариабельности ритма сердца у детей с диабетической кардиомиопатией. Международный журнал педиатрии, акушерства и гинекологии. 7(1): 11—17.

7. Файнзильберг ЛС, Ориховская КБ. (2015). Информационная технология оценки адаптационных резервов организма в полевых условиях. Кибернетика и вычислительная техника. 181: 4—22.

8. Файнзильберг ЛС. (2013). Компьютерная диагностика по фазовому портрету электрокардиограммы. Киев: Освита Украины.