• Клиническое значение психоэмоциональных факторов при ожирении у детей
К содержанию

Клиническое значение психоэмоциональных факторов при ожирении у детей

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2016.5(77):98-101; doi10.15574/SP.2016.77.98 

Клиническое значение психоэмоциональных факторов при ожирении у детей


Циунчик Ю. Г.

Одесский национальный медицинский университет, Украина


Цель — повышение эффективности лечения ожирения у детей на основе изучения клинического значения психоэмоциональных факторов в формировании ожирения и разработки новых методов комбинированной медикаментозной и психотерапевтической поддержки.


Пациенты и методы. Проведены эпидемиологические, клинико-лабораторные, функциональные, инструментальные и медико-психологические исследования 144 детей (78 девочек и 66 мальчиков) в возрасте 3–17 лет с клинически подтвержденным диагнозом ожирения.


Результаты. Доказано влияние психоэмоциональных факторов на формирование ожирения у детей: повышенная личностная тревожность, дезадаптация, неврастенический тип реакций, астено-депрессивный та астено-ипохондрический типы акцентуации характера. Показано преобладание негативных эмоций в психоэмоциональном состоянии больных ожирением детей: тревожность, зависимость, незащищенность, агрессивность, чувство неполноценности, неуверенность в себе, демонстративность, немотивированная смена настроения, разнообразные страхи и фобии. Выраженность личностной дезадаптации детей с ожирением нарастает по мере отягощения заболевания.


Выводы. Выявленные психологические изменения определяют необходимость психотерапевтической коррекции в схеме стандартной терапии ожирения у детей. При составлении индивидуальных планов психотерапии необходимо учитывать тяжесть ожирения, особенности характера больного ребенка, доминирование тех или иных этиологических факторов его возникновения. Преобладание нарушений в сфере семейных отношений определяет необходимость увеличения роли семейной психотерапии, направленной как на самого больного, так и на его родителей, а нарушения в сфере внесемейных и бытовых контактов — методов группового тренинга, общения, игровых методик, совместного с родителями обучения в вопросах питания. Всем детям с ожирением показаны аутогенные тренировочные методики, применяющиеся для формирования правильного пищевого поведения.


Ключевые слова: дети, ожирение, психоэмоциональные факторы.


Литература

1. Дедов И. И. Ожирение. Этиология, патогенез, клинические аспекты / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко. — Москва : МИА, 2006. — 456 c.

2. Зелінська Н. Б. Синдром ожиріння у практиці дитячого ендокринолога / Н. Б. Зелінська // Клінічна ендокринол. та ендокр. хірургія. — 2007. — № 2 (19). — С. 61—72.

3. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста / Д. Н. Исаев. — Санкт-Петербург, 2000. — 507 с.

4. Лукьянова Е. М. Оценка качества жизни в педиатрии / Е. М. Лукьянова // Качественная клин. практика. — 2002. — № 4. — С. 34—42.

5. Ожирение у подростков / Ю. И. Строев, Л. П. Чурилов, А. Ю. Бельгов, Л. А. Чернова. — Санкт-Петербург : ЭЛБИ-СПб, 2003. — 216 с.

6. Dietz W. H. Use of the BMI as a measure of overweight in children and adolescents / W. H. Dietz, T. N. Robinson // J. Pediatr. — № 132. — 1998. — P. 191—193. http://dx.doi.org/10.1016/S0022-3476(98)70426-3

7. Prevalence of maternal obesity in an urban center / Ehrenberg H. M., Dierker L. [et al.] / Am. J. Obs. Gyn. — 2002. — № 5. — P. 1189. http://dx.doi.org/10.1067/mob.2002.127125

8. Seidell J. S. Time trends in the world-wide prevalence of obesity / J. S. Seidell // Handbook of Obesity / W. P. T. James, Eds. — NY, USA, 1998. — P. 79—91.

9. Strauss R. S. Social marginalization of overweight children / R. S. Strauss, H. A. Pollack // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. — 2003. — Vol. 157. — P. 746—752. http://dx.doi.org/10.1001/archpedi.157.8.746; PMid:12912779