• Классификация и механизм формирования продольного плоскостопия у детей
ru К содержанию Полный текст статьи

Классификация и механизм формирования продольного плоскостопия у детей

Paediatric surgery.Ukraine.2020.1(66):58-63; doi 10.15574/PS.2020.66.58
Шульга А. В.
Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, г. Киев, Украина

Для цитирования: Шульга АВ. (2020). Классификация и механизм формирования продольного плоскостопия у детей. Хирургия детского возраста. 1(66): 58-63; doi 10.15574/PS.2020.66.58
Статья поступила в редакцию 17.11.2019 г., принята к печати 11.03.2020 г.

Цель – определить основные механизмы формирования продольного плоскостопия у детей (ППД) в зависимости от этиологических причин возникновения; разработать классификацию плоскостопия с учетом сопутствующих деформаций в разных отделах стопы.
Материалы и методы. Проанализированы клинико-рентгенологические показатели, полученные при обследовании 31 пациента в возрасте от 4 до 18 лет с ППД І-ІІІ степени, которая сформировалась по разным этиологическим типам. На основе клинических и инструментальных методов исследования определены различные виды деформации стопы; степень мобильности в подтаранном суставе стопы определялась по коэффициенту мобильности (патент на полезную модель №132904 «Способ определения степени мобильности стопы», соавторы А.А. Данилов, А.В. Шульга, В.В. Горелик).
Результаты. В зависимости от этиологических типов проанализирован механизм формирования продольного плоскостопия и определена классификация ППД с учетом сопутствующих деформаций в разных отделах стопы.
Выводы. Понимание механизма формирования ППД и использование предложенной классификации с учетом этиологических причин возникновения патологии поможет в диагностике и выборе методов лечения ППД.
Исследование было выполнено в соответствии с принципами Хельсинкской Декларации. Протокол исследования был одобрен Локальным этическим комитетом учреждения. На проведение исследований было получено информированное согласие родителей, детей.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: продольное плоскостопие, классификация, дети.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безгодков ЮА, Аль Двеймер ИХ, Осланова АГ. (2014). Биомеханические исследования у больных с деформациями стоп. Современные проблемы науки и образования.2: 10-12.

2. Букина Е.Н., Горячева Н.Л., Перепелкин А.И. 2015. исследование сводов стопы у детей дошкольного возраста. Научное обозрение. Педагогические науки. 1: 97-98.

3. Дем’ян ЮЮ, Гук ЮМ, Лябах АП та ін. (2017). Гнучка плоско-вальгусна деформація стоп у дітей з гіпермобільністю суглобів. Термінологія, клініко-рентгенологічні особливості. Вісник ортопедії, травматології та протезування.4: 10-19.

4. Ефимов АП. (2012). Клинически значимые параметры походки. Травматология и ортопедия России.1: 60–65. https://doi.org/10.21823/2311-2905-2012-0-1-65-75

5. Кенис ВМ, Лапкин ЮА, Хусаинов РХ. и др. (2014). Мобильное плоскостопие у детей (обзор литературы). Ортопедия, травматол. и восстановит. хир. детского возраста.2: 44-54.

6. Лазарев ІА, Дем`ян ЮЮ, Гук ЮМ. (2018). Порівняльний аналіз біомеханічних параметрів опороспроможності стоп при застосуванні устілок у дітей з гнучкою плоско-вальгусною стопою. Вісник ортопедії, травматології та протезування.4: 57-65.

7. Лапкин ЮА, Кенис ВМ. (2011). Варианты статической плоско-вальгусной деформации стоп тяжелой степени у детей. Материалы II Евразийского конгресса и II съезда травматологов-ортопедов Кыргызстана. Медицина Кыргызстана. 4: 176.

8. Лябах АП. (2003). Клінічна діагностика деформації стопи. Київ: 110.

9. Рыжов ПВ. (2007). Хирургическое лечение миелодиспластической плоско-вальгусной деформации стоп у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук. Самара: 22.

10. Сапоговский АВ, Кенис ВМ. (2015). Клиническая диагностика ригидных форм плановальгусных деформаций стоп у детей. Травматология и ортопедия России. 4: 46-51.

11. Arai K, Ringleb SI, Zhao KD, Berglund LJ et al. (2007). The effect of flatfoot deformity and tendon loading on the work of friction measured in the posterior tibial tendon. Clin Biomech (Bristol, Avon). 22(5): 592-598. https://doi.org/10.1016/j.clinbiomech.2007.01.011; PMid:17360087

12. Basmajian JV. (1981). Biofeedback in rehabilitation: a review of principles and practices. Arch Phys Med Rehabil. 62;10: 469-47.

13. Carr JB. 2nd, Yang S, Lather LA. (2016). Pediatric pes planus: A state-of-the-art review. Pediatrics.137(3): e20151230. https://doi.org/10.1542/peds.2015-1230; PMid:26908688

14. Dare DM, Dodwell ER. (2014). Pediatric flatfoot: cause, epidemiology, assessment, and treatment. Curr. Opin. Pediatr.6(1): 93-100. https://doi.org/10.1097/MOP.0000000000000039; PMid:24346183