• Внедрение аккредитации провайдеров в Украине: роль и обязанности провайдеров непрерывного профессионального развития
ru К содержанию Полный текст статьи

Внедрение аккредитации провайдеров в Украине: роль и обязанности провайдеров непрерывного профессионального развития

Ukrainian Journal of Perinatology and Pediatrics. 2020. 3(83): 7-15; doi 10.15574/PP.2020.83.7
Марушко Р. В.

ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии имени академика Е.М. Лукьяновой НАМН Украины», г. Киев

Для цитирования: Марушко РВ. (2020). Внедрение аккредитации провайдеров в Украине: роль и обязанности провайдеров непрерывного профессионального развития. Украинский журнал Перинатология и Педиатрия. 3(83): 715; doi 10.15574/PP.2020.83.7
Статья поступила в редакцию 17.08.2020 г., принята в печать 10.09.2020 г.

Для обеспечения наилучшего оказания медицинской помощи пациентам медицинские специалисты должны постоянно учиться. Именно через непрерывное образование в течение практической деятельности медицинские работники постоянно совершенствуют свой профессионализм. Ключевым звеном в системе непрерывного медицинского образования (НМО), непрерывного профессионального развития (НПР) является провайдер или организатор образовательной деятельности — организация, которая планирует, организует и проводит образовательные мероприятия для медицинских специалистов. Основными требованиями к деятельности провайдеров или организаторов НМО-НПР является беспристрастность, независимость при планировании, подготовке и проведении образовательных мероприятий на регулярной основе, высоком профессиональном уровне с привлечением высококвалифицированных специалистов.
Цель — описать роль провайдеров в системе НМО-НПР, их ответственность в соблюдении требований и стандартов аккредитованного образования, особенности их деятельности в период реформирования медицины в Украине и интеграции в международное сообщество в сфере НМО-НПР.
Рекомендации, представленные в статье, могут быть использованы участниками НМО-НПР или заинтересованными сторонами, которые нацелены на активное участие во внедрении новой системы аккредитации, а именно, аккредитации провайдеров НМО-НПР с последующей ее поддержкой и развитием. На пути достижения стабильных результатов в организации НМО-НПР важным для Украины является ее присоединение к международному сообществу организаций, которые работают в области НМО-НПР, путем внедрения новой системы аккредитации, а именно, аккредитации провайдеров или организаторов НМО-НПР и достижения ее существенной эквивалентности международным стандартам.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие, непрерывное медицинское образование, аккредитация, провайдер, медицинские специалисты, образовательная деятельность.
ЛИТЕРАТУРА

1. Accreditation Council for Continuing Medical Education (ACCME). Definition of a commercial interest. URL: https://www.accme.org/accreditation-rules/policies/definition-commercial-interest.

2. Кабінет Міністрів України. (2019). Про затвердження Положення про систему безперервного професійного розвитку фахівців у сфері охорони здоров'я. Постанова Кабінету Міністрів від 28 березня 2018 р. № 302. (Із змінами, внесеними згідно з Постановою КМ № 798 від 21.08.2019). URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/302-2018-%D0%BF#Text.

3. De Andrade F, Griebenow R, Costello RW, Guenova M, Schaefer R, Chalmers JD, Tichelli A, Raguz D, Steinon J. (2018). The future of accreditation of continuing medical education (CME)-continuing professional development (CPD) in Europe: harmonisation through dialogue and consensus. Journal of European CME. 7 (1): 1–4. https://doi.org/10.1080/21614083.2018.1506202; PMid:30206501 PMCid:PMC6129779.

4. Konig H. (2015). Is CME/CPD commercial business: what does EU law say? Cologne Consensus Conference. URL: https://vimeo.com/180176065.

5. Kopelow M, Campbell C. (2013). The benefits of accrediting institutions and organisations as providers of continuing professional education. Journal of European CME. 2: 10–14. https://doi.org/10.3109/21614083.2013.779580

6. Марушко Р.В. (2020). Cтандарти істотної еквівалентності між системами акредитації безперервного професійного розвитку. Сучасна педіатрія. Україна. 4(108): 7–13. https://doi.org/10.15574/SP.2020.108.7.

7. McMahon GT. (2017, Aug). The Leadership Case for Investing in Continuing Professional Development. Acad Med. 92 (8): 1075–1077. https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000001619; PMid:28248696

8. МОЗ України. (2019). Деякі питання безперервного професійного розвитку лікарів. Наказ МОЗ України від 22.02.2019 №446. URL: https://moz.gov.ua/article/ministry-mandates/nakaz-moz-ukraini-vid-22022019—446-dejaki-pitannja-bezperervnogo-profesijnogo-rozvitku-likariv.

9. Royal college of physicians and surgeons of Canada. What is a «physician organization»? Cited 2020 Sept 06. http://www.royalcollege.ca/rcsite/cpd/accreditation/guidelines/what-is-physician-organizatione.

10. The college of family physicians of Canada. Vision, Mission, Values, and Goals. Cited 2020 Sept 06. https://www.cfpc.ca/en/about-us/vision-mission-principles.