• Создание ментальных карт — инновационный способ организации информации во время учения
ru К содержанию Полный текст статьи

Создание ментальных карт — инновационный способ организации информации во время учения

Ukrainian Journal of Perinatology and Pediatrics. 2022. 1(89): 45-48; doi 10.15574/PP.2022.89.45
Лисецкая И. С., Воляк Ю. М.
Ивано-Франковский национальный медицинский университет, Украина

Для цитирования: Lisetska IS, Volyak YM. (2022). Creation of mental maps — innovative way of organizing information during study. Ukrainian Journal of Perinatology and Pediatrics. 1(89): 45-48; doi 10.15574/PP.2022.89.45
Статья поступила в редакцию 09.12.2021 г., принята в печать 12.03.2022 г.

Реформирование высшего образования, в том числе и медицинского, предполагает внедрение новейших образовательных технологий, позволяющих подготовить будущих врачей, способных синтезировать приобретенный теоретический и практический материал, чтобы правильно установить диагноз и выбрать лечение, самостоятельно принять решение в нестандартных ситуациях, т.е. развить у врачей клиническое мышление. Установлено, что информацию, представленную в текстовом варианте, усваивает около 70% соискателей образования, тогда как текст, дополненный схемами, рисунками, таблицами, — около 95% студентов. Кроме того, с одной стороны, позволяет охватить всю структуру поданного материала, с другой — выявляет специфику и особенности каждого элемента обучения в частности. Одним из современных инновационных способов организации информации во время обучения являются ментальные карты — это техника визуализации мышления; способ записи с помощью списков, блоков и схем (например, «деревьев» или диаграмм завязок). Ментальные карты широко применяются во время учебного процесса, например, для обработки и составления информации, ведения конспектов практических занятий и лекций, проведения практических занятий, создания презентаций лекций. Кроме того, они активизируют креативную составляющую с целью генерации новых идей, мозговых штурмов и т.д. Ментальные карты могут создаваться как методом рисования вручную, так и с помощью компьютерных программ, например «Сoogle» (www.coggle.it), «Freemind», «MindMeister» (www.mindmeister.com) и т.д.

Следовательно, для лучшего усвоения информации, усовершенствования подготовки соискателей образования к итоговой аттестации и дальнейшей профессиональной деятельности целесообразно использовать разнообразные современные образовательные технологии, в том числе создание ментальных карт, что позволяет развивать мышление, память и воображение, а также способствующий творческий потенциал эффективного формирования у соискателей образования профессиональных компетентностей.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: ментальная карта, технология обучения, информация, учебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абуватфа С, Лунгол ОМ, Суховірська ЛП. (2019). Особливості використання ментальних карт на заняттях природничо-наукових дисциплін закладів вищої медичної освіти. Наукові записки. 183: 206-209. https://doi.org/10.36550/2415-7988-2019-1-183-206-209

2. Бубич ОА, Гилевич ЕГ. (2016). Клиповое мышление и организация педагогического процесса в вузе. Моделирование эффективной речевой коммуникации в контексте академического и профессионально ориентированного взаимодействия: сб. науч. ст. / подобщ. ред. О. В. Лущинской ЕВ. Савич. Минск: Белорус. гос. Университет: 65-71. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/1.

3. Бьюзен Т. (2003). Супермышление. Пер. з англ. ЕА Самсонов. Мн.: Попурри: 304.

4. Бьюзен Т. (2007). Карты памяти. Используй свою память на 100%. М: Росмэн-Пресс: 96.

5. Долгопол О. (2018). Використання ментальних карт у підготовці викладачів ВМНЗ. Теорія і практика управління соціальними системами. 1: 73-80.

6. Колтунович ТА, Поліщук ОМ. (2019). Використання ментальних карт як засобу візуалізації у процесі викладання соціальної психології. Молодий вчений. 7.1 (71.1): 19-26.

7. Левків МО. (2016). Застосування кейс-методу у фаховій підготовці студентів-іноземців на кафедрі терапевтичної стоматології. Медична освіта. 3: 71-74.

8. Машкіна ВВ. (2011). Використання ментальних карт у підготовці фахівців з географії. Проблеми безперервної географічної освіти і картографії. 13: 62-64.

9. Перегудова В. (2020). Mind map як засіб візуалізації технологічних процесів. Наукові записки БДПУ. 3: 88-97. https://doi.org/10.31494/2412-9208-2020-1-3-88-97

10. Пушкар ОІ, Завгородня ОС. (2018). Використання карт пам’яті для структурування інформаційного простору навчальних дисциплін у E-LEARNING. Системи обробки інформації. 2 (153): 108-116.

11. Романовська О. (2019). Застосування асоціативних методів навчання в підготовці магістрів освітніх наук. Теорія і практика управління соціальними системами. 1: 28-40. https://doi.org/10.20998/2078-7782.2019.1.03

12. Романовський ОГ, Гриньова ВМ, Ревзан ОО. (2018). Ментальні карти як інноваційний спосіб організації інформації в навчальному процесі вищої школи. Інформаційні технології і засоби навчання. 2 (64): 185-196.