• Современные подходы к выявлению нарушений развития детей раннего возраста в медицинской практике
ru К содержанию Полный текст статьи

Современные подходы к выявлению нарушений развития детей раннего возраста в медицинской практике

Modern Pediatrics. Ukraine. (2022). 6(126): 75-81. doi 10.15574/SP.2022.126.75
Кашина-Ярмак В. Л.1,3, Кукуруза Г. В.1,2, Цилюрик С. Н.1
1ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», г. Харьков
2БФ «Институт раннего вмешательства», г. Харьков, Украина
3Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Украина

Для цитирования: КаshinaYarmak VL, Кuкuruza АV, Tsilyurik SM. (2022). Modern approaches to identifying developmental delays of young children in medical practice. Modern Pediatrics. Ukraine. 6(126): 75-81. doi 10.15574/SP.2022.126.75.
Статья поступила в редакцию 17.08.2022 г., принята в печать 20.10.2022 г.

Цель проанализировать и обобщить международный опыт использования скрининга развития детей первых лет жизни для раннего выявления нарушений развития и повышения эффективности коррекционных и развивающих стратегий с учетом достижений современной медицинской науки и практики.
Представлены современные подходы к выявлению нарушений развития у детей раннего возраста в медицинской практике с использованием инструментов скрининг-оценки, что позволяет своевременно установить риски и определить маршрут помощи ребенку. Такая модель предусматривает усиление сотрудничества между специалистами медицинской, психологической, педагогической и социальной сфер между собой, а также специалистов с родителями. Подчеркнута важность привлечения родителей в процесс скрининг-оценки, использования их знаний для получения всесторонней и полной информации по развитию ребенка. Медицинское сопровождение и психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с нарушениями здоровья и развития, в процессе которых специалисты помогают родителям создавать в домашних условиях специальную развивающую среду для своевременного удовлетворения особых нужд ребенка, является наиболее эффективной формой оказания комплексной помощи, в том числе услуги раннего вмешательства. Приведена информация о международном опыте внедрения системы скрининга развития детей раннего возраста и ее эффективности. Показано, что использование скрининг-оценки и мониторинга развития в медицинской практике создает предпосылки для выявления проблем в развитии на раннем этапе, сохранения здоровья, повышения благополучия детей и семей, их воспитывающих, позволяет повысить эффективность лечения или развивающих мероприятий, минимизировать существующие и предупредить вторичные задержки развития у ребенка. Выявлено, что привлечение врачей первичного звена здравоохранения к проведению скрининга развития является важным этапом формирования системы современной помощи детям раннего возраста и их семьям. Доказана необходимость внедрения скрининга развития в повседневную практику, в рабочий процесс специалистов первичной медицинской помощи и обеспечения соответствующей подготовки этих специалистов.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: скрининг развития, ранний возраст, развитие ребенка, раннее вмешательство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Aboud FE, Yousafzai AK. (2015). Global health and development in early childhood. Annu Rev Psychol. 66: 433-457. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010814-015128; PMid:25196276

2. Acar S, Hansen S, Dolata JK, Chen CY. (2014). An Overview of Developmental Screening: Implications for Practice. Başkent University Journal of Education. 1 (1): 9-18.

3. Barger В, Rice С, Wolf R, Roach А. (2018, Jul). Better together: Developmental screening and monitoring best identify children who need early intervention. Disability and Health Journal. 11 (3): 420-426. https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2018.01.002; PMid:29459217 PMCid:PMC6005750

4. Daelmans B, Darmstadt GL, Lombardi J, Black MM, Britto PR, Lye S, Dua T, Bhutta ZA, Richter RM. (2017). Early childhood development: the foundation of sustainable development. Lancet. 389: 9-11. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)31659-2; PMid:27717607

5. Eisenhower A, Martinez Pedraza F, Sheldrick RC, Frenette E, Hoch N, Brunt S, Carter AS. (2021, Mar). Multi-stage Screening in Early Intervention: A Critical Strategy for Improving ASD Identification and Addressing Disparities. J Autism Dev Disord. 51 (3): 868-883. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04429-z; PMid:32144605 PMCid:PMC7483311

6. Fischer VJ, Morris J, Martines J. (2014, Jun). Developmental screening tools: feasibility of use at primary healthcare level in low- and middle-income settings. J Health Popul Nutr. 32 (2): 314-326. doi: 10.3329/JHPN.V32I2.2625. PMID: 25076668. PMCID: PMC4216967.

7. Giraldo-Huertas J, Schafer G. (2021, Sep 28). Agreement and Reliability of Parental Reports and Direct Screening of Developmental Outcomes in Toddlers at Risk. Front Psychol. 12: 725146. eCollection 2021. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.725146; PMid:34650483 PMCid:PMC8505716

8. Gove A, Black MM. (2016). Measurement of early childhood development and learning under the Sustainable Development Goals. J Hum Dev Capabil. 17 (4): 599-605. https://doi.org/10.1080/19452829.2016.1243520

9. Guevara JP, Gerdes М, Localio R, Huang YV, Pinto-Martin J, Minkovitz CS, Hsu D, Kyriakou L, Baglivo S, Kavanagh J, Pati S. (2013, Jan). Effectiveness of Developmental Screening in an Urban Setting. Pediatrics. 131 (1): 30-37. https://doi.org/10.1542/peds.2012-0765; PMid:23248223

10. Harris SR. (2016). Early identification of motor delay: family-centered screening tool. Can Fam Physician. 62 (8): 629-632. PMID: 27521388. PMCID: PMC4982721

11. Hirai AH, Kogan MD, Kandasamy V, Reuland C, Bethell C. (2018, Sep 1). Prevalence and Variation of Developmental Screening and Surveillance in Early Childhood. JAMA Pediatr. 172 (9): 857-866. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2018.1524; PMid:29987317 PMCid:PMC6143066

12. Jacobusse G, van Buuren S, Verkerk PH. (2006, Jul 15). An interval scale for development of children aged 0-2 years. Stat Med. 25: 2272-2283. https://doi.org/10.1002/sim.2351; PMid:16143995

13. Jeong J, Franchett EE, Ramos de Oliveira CV, Rehmani K, Yousafzai AK. (2021, May 10). Parenting interventions to promote early child development in the first three years of life: A global systematic review and meta-analysis. PLoS Med. 18 (5): e1003602. eCollection 2021 May. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1003602; PMid:33970913 PMCid:PMC8109838

14. Kohli-Lynch М, Tann CJ, Ellis МЕ. (2019, Nov 13). Early Intervention for Children at High Risk of Developmental Disability in Low- and Middle-Income Countries: A Narrative Review. Int J Environ Res Public Health. 16 (22): 4449. https://doi.org/10.3390/ijerph16224449; PMid:31766126 PMCid:PMC6888619

15. Lancaster GA, McCray G, Kariger P et al. (2018). Creation of the WHO Indicators of Infant and Young Child Development (IYCD): metadata synthesis across 10 countries. BMJ Glob Health. 3: e000747. https://doi.org/10.1136/bmjgh-2018-000747; PMid:30364327 PMCid:PMC6195138

16. Lipkin РН, Macias ММ. (2020, Jan). Promoting Optimal Development: Identifying Infants and Young Children with Developmental Disorders Through Developmental Surveillance and Screening. Pediatrics. 145 (1): e20193449. https://doi.org/10.1542/peds.2019-3449; PMid:31843861

17. Марценковский ИА. (2016). Детская психиатрия: взгляд через призму DSM-5. В книге Марценковский ИА, Дубовик КВ. Очерки детской психиатрии. Учебное пособие для спец. в области охраны псих. здоровья детей. Київ: Видавничий дім «Здоров’я України. Медичні видання»: 9-23.

18. Marks КР, Madsen Sjö N, Wilson Р. (2019, Apr). Comparative use of the Ages and Stages Questionnaires in the USA and Scandinavia: a systematic review. Developmental Medicine and Child Neurology. 64 (1): 419-430. https://doi.org/10.1111/dmcn.14044; PMid:30246256

19. МОЗ України. (2002). Наказ МОЗ України від 29.11.2002 № 434. Про удосконалення амбулаторно-поліклінічної допомоги дітям в Україні. Із змінами, внесеними згідно з наказом МОЗ № 177 від 03.04.2008. URL: https://zakon.rada.gov.ua/rada/show/v0434282-02#Text.

20. МОЗ України. (2008). Наказ МОЗ України від 20.03.2008 № 149. Про затвердження Клінічного протоколу медичного догляду за здоровою дитиною віком до 3 років. Із змінами, внесеними згідно з наказом МОЗ № 90 від 13.02.2009. URL: https://zakon.rada.gov.ua/rada/show/v0149282-08#Text.

21. Пасічник ІП, Кукуруза ГВ. (2013). Міждисциплінарна сімейно-центрована програма раннього втручання на етапі первинної медико-санітарної допомоги дітям. Перинатология и педиатрия. 4 (56): 105-107.

22. Pierce K, Gazestani VH, Bacon E, Barnes CC, Cha D, Nalabolu S, Lopez L, Moore A, Pence-Stophaeros S, Courchesne E. (2019, Jun). Evaluation of the Diagnostic Stability of the Early Autism Spectrum Disorder Phenotype in the General Population Starting at 12 Months. JAMA Pediatr. 173 (6): 578-587. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2019.0624; PMid:31034004 PMCid:PMC6547081

23. Resch B, Hofbauer-Krug C, Pansy J, Prechtl K, Avian A, Kurz R. (2020, Jul 3). Prospective Randomized Observational Pilot Trial Evaluating the Effect of Different Durations of Interdisciplinary Early Intervention and Family Support in Parents of Very Low Birth Weight Infants (Early Bird Study). Front Public Health. 8: 242. eCollection 2020. https://doi.org/10.3389/fpubh.2020.00242; PMid:32719760 PMCid:PMC7349967

24. Rubio-Codina M, Araujo MC, Attanasio O, Munoz P, Grantham-McGregor S. (2016). Concurrent Validity and Feasibility of Short Tests Currently Used to Measure Early Childhood Development in Large Scale Studies. PLoS One. 11: 17. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0160962; PMid:27548634 PMCid:PMC4993374

25. Sabanathan S, Wills B, Gladstone M. (2015, May). Child development assessment tools in low-income and middle-income countries: how can we use them more appropriately? Arch Dis Child. 100 (5): 482-488. https://doi.org/10.1136/archdischild-2014-308114; PMid:25825411 PMCid:PMC4413834

26. Scharf RJ, Maphula A, Pullen PC, Shrestha R, Matherne GP, Roshan R, Koshy B. (2017). Global Disability: Empowering Children of all Abilities. Pediatric Clin. 64 (4): 769-784. https://doi.org/10.1016/j.pcl.2017.03.002; PMid:28734509

27. Silverstein М, Sand N, Glascoe FP, Gupta VB, Tonniges ТР, O'Connor KG. (2006, Mar-Apr). Pediatrician practices regarding referral to early intervention services: is an established diagnosis important? Ambul Pediatr. 6 (2): 105-109. https://doi.org/10.1016/j.ambp.2005.09.003; PMid:16530148

28. Singh А, Yeh CJ, Blanchard SB. (2017). Ages and Stages Questionnaire: a global screening scale. Bol. Med. Hosp. Infant. 74: 1. https://doi.org/10.1016/j.bmhimx.2016.07.008; PMid:29364814

29. Siu AL, Bibbins-Domingo K, Grossman DC et al. (2016). Screening for autism spectrum disorder in young children: US Preventive Services Task Force Recommendation Statement. JAMA. 315 (7): 691-696. https://doi.org/10.1001/jama.2016.0018; PMid:26881372

30. Smythe Т, Zuurmond М, Tann CJ, Gladstone М, Kuper H. (2021, May). Early intervention for children with developmental disabilities in low and middle-income countries — the case for action. International Health. 13 (3): 222-231. https://doi.org/10.1093/inthealth/ihaa044; PMid:32780826 PMCid:PMC8079317

31. Thomas RE, Spragins W, Mazloum G, Cronkhite M, Maru G. (2016, May). Rates of detection of developmental problems at the 18-month well-baby visit by family physicians' using four evidence-based screening tools compared to usual care: a randomized controlled trial. Child Care Health Dev. 42 (3): 382-393. https://doi.org/10.1111/cch.12333; PMid:27061302

32. Валитова ИЕ. (2018). Систематизация нарушений психофизического развития детей раннего возраста. Психологічні перспективи. 31: 10-21. https://doi.org/10.29038/2227-1376-2018-31-10-21.

33. Vitrikas K, Savard D, Bugaj M. (2017). Developmental Delay: When and How to Screen. Am Fam Physician. 96 (1): 36-43. PMID: 28671370.

34. Wallander JL, Bann CM, Biasini FJ, Goudar SS, Pasha O, Chomba E, McClure E, Carlo WA. (2014). Development of children at risk for adverse outcomes participating in early intervention in developing countries: a randomized controlled trial. J Child Psychol Psychiatry. 55 (11): 1251-1259. https://doi.org/10.1111/jcpp.12247; PMid:24811237 PMCid:PMC4821400

35. Weitzman C, Wegner L. (2015). Promoting optimal development: screening for behavioral and emotional problems. Pediatrics. 35 (2): 384-395. https://doi.org/10.1542/peds.2014-3716; PMid:25624375

36. Yousafzai AK, Lynch P, Gladstone M. (2014, Sep). Moving beyond prevalence studies: screening and interventions for children with disabilities in low-income and middle-income countries. Arch Dis Child. 99 (9): 840-848. https://doi.org/10.1136/archdischild-2012-302066; PMid:24647995

37. Zhang L, Ssewanyana D, Martin MC, Lye S, Moran G, Abubakar A, Marfo K, Marangu J, Proulx K, Malti T. (2021, Jul 16). Supporting Child Development Through Parenting Interventions in Low- to Middle-Income Countries: An Updated Systematic Review. Front Public Health. 9: 671988. eCollection 2021. https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.671988; PMid:34336768 PMCid:PMC8322584