• Социальная ориентация подготовки педиатра на последипломном этапе
ru К содержанию Полный текст статьи

Социальная ориентация подготовки педиатра на последипломном этапе

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2017.8(88):125-129; doi 10.15574/SP.2017.88.125

Мокия–Сербина С. А., Чечель В. В., Заболотная Н. И.
ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины», г. Кривой Рог, Украина

Дети и подростки в подавляющем большинстве случаев испытывают медико-социальные проблемы, требующие комплексного подхода к их решению. В современных условиях необходимым направлением профилактической работы является организация медико-социальной помощи детскому населению.
Цель: анализ основных проблем подготовки педиатров по вопросам формирования здорового образа жизни и оказания медико-социальной помощи детям и подросткам.
Материалы и методы. Проведено анкетирование 32 слушателей предаттестационного цикла по специальности «Педиатрия», среди которых было 28 педиатров первичного звена и 4 работали в стационаре.
Результаты. Наиболее востребованной в практической деятельности информацией являются вопросы формирования потребности здорового образа жизни, выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, диагностики посттравматических стрессовых расстройств, реабилитации детей с ограниченными возможностями и медико-социального сопровождения при организации первичной медико-социальной помощи.
Выводы. Для оптимизации профессиональной подготовки врачей первичного звена необходимо создавать кафедры (курсы) по поликлинической педиатрии. Приоритетным направлением последипломного обучения должна быть подготовка «социально ориентированного педиатра». Необходимо пересмотреть учебные планы и программы для интернов и циклы тематического усовершенствования; увеличить продолжительность обучения вопросам социальной педиатрии; разработать алгоритмы медико-социального сопровождения детей из групп социального риска при организации медико-социальной помощи.
Ключевые слова: социально ориентированный педиатр, медико-социальное сопровождение детей.

Литература

1. Баранов АА, Альбицкий ЮВ, Устинова НВ. (2013). Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрич журн. 3: 4—6.

2. Грушкина СВ. (2006). «ДС:03» — взгляд психолога. Актуальные проблемы социально-психологического здоровья. Материалы конгресса. Молодое поколение XXI века. Казань: 200.

3. Коренев НМ, Кашкалда ДА, Волкова ЮВ и др. (2017). Изменения показателей стресс-регулирующих систем у детей и подростков из зоны антитеррористической операции. Український журн дитячої ендокринол. 1: 11—15.

4. Королюк ЕГ, Жуков СВ. (2009). Влияние хронического социального стресса на уровень здоровья подростков-вынужденных переселенцев. Вестник нов мед технологий. XVI; 3: 225—226.

5. Королюк ЕГ. (2011). Потоаутокинез снижения уровня здоровья ребенка, находящегося в условиях хронического социального стресса. Вестник нов. мед. технологий. XVIII; 4: 270-272.

6. Балакірєва ОМ, Бондар ТВ, Приймак ЮЮ, Павлова ДМ та ін. (2015). Куріння, вживання алкоголю та наркотичних речовин серед підлітків, які навчаються: поширення й тенденції в Україні. За результатами дослідження 2015 року в рамках міжнародного проекту «Європейське опитування учнів щодо вживання алкоголю та різних наркотичних речовин — ESPAO». Київ: Фоліант: 200.

7. Моісеєнко РО. (2015). Актуальні проблеми організації допомоги дітям з інвалідністю у світі та в Україні. Современная педиатрия. 3(67): 16—19.

8. Акарачкова ЕС, Вершинина СВ, Котова ОВ и др. (2013). Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков. Вопросы совр. педиатрии. 17; 3: 38—44.

9. Пархоменко Л.К. (2017). Медико-соціальні проблеми підліткового віку та шляхи їх вирішення. Современная педиатрия. 4(84): 16—21.

10. Пересыпкина ТВ. (2017). Медико-социальные аспекты профилактики хронической неинфекционной патологии. Здоровье ребенка. 12; 2: 115—119.

11. Жданова ЛА, Борзов ЕВ, Бобошко ИЕ и др. (2014). Социальная ориентация подготовки педиатра на до- и постдипломном этапах. Вестник Ивановской мед. акад. 19; 1: 52—55.

12. Appleton AA, Loucks EB, Buka SL et al. (2013). Childhood emotional functioning and the developmental origins of cardiovascular disease risk. J Epidemiol Community Health. 67(5): 405-411. https://doi.org/10.1136/jech-2012-201008; PMid:23322856 PMCid:PMC3762244

13. Xu Z, Sheffield RE, Hu W et al. (2012). Climate change and children`s health – a call for research on what works to protect children. Int. J. Environ. Res. Public. Health. 9(9): 3298-3316. https://doi.org/10.3390/ijerph9093298; PMid:23202687 PMCid:PMC3499869

14. De Young AC, Kenardy JA, Cobham VE. (2011). Diagnosis of Posttraumatic Stress Disorder in Preschool Children. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 40(3): 275-384. https://doi.org/10.1080/15374416.2011.563474; PMid:21534049

15. De Young AC. (2012). Prevalence, comorbidity and course of trauma reactions in young burn-injured children. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 53(1): 56-63. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2011.02431.x; PMid:21671940

16. Global Action Plan for the Prevention and Control of NCDs2013—2020. http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/94384/1/9789241506236_eng.pdf?ua=1.Accessed:2013.

17. Global Nutrition Targets 2025: Wasting policy brief. http://www.who.int/nutrition/publications/global-targets2025_policybrief_wasting/en/.Accessed:2014.

18. Kempe CH. (1962). The battered child syndrome. Journal of the American Medical Association. (181): 17-24. https://doi.org/10.1001/jama.1962.03050270019004; PMid:14455086

19.  Lucini D, Pagani M. (2012). From stress to functional syndromes: An internist`s point of view. Eur J Intern Med. 23(4): 205-230. https://doi.org/10.1016/j.ejim.2011.11.016; PMid:22560374

20. Kvalevaag AL, Ramchandani PG, Hove O et al. (2013). Paternal mental health and socioemotional and behavioral development in their children. Pediatrics. 131(2): 463-469. https://doi.org/10.1542/peds.2012-0804; PMid:23296445