• Роль здоровьесохраняющих технологий в профилактике ожирения и избыточной массы тела у детей младшего школьного возраста
ru К содержанию Полный текст статьи

Роль здоровьесохраняющих технологий в профилактике ожирения и избыточной массы тела у детей младшего школьного возраста

PERINATOLOGIYA AND PEDIATRIYA.2019.1(77):69-73; doi 10.15574/PP.2019.77.69

Бекетова Г. В., Савинова Е. Б., Дубогай А. Д., Мищерская Г. Д., Соколенко И. М.
Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, г. Киев, Украина
Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина
КУ КОС «Киевская областная детская больница», г. Боярка, Украина

Введение. Ожирение является одним из самых распространенных заболеваний как в мире в целом, так и в Украине в частности. По данным ВОЗ, в 2016 г. в мире насчитывалось около 340 млн детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, страдающих избыточной массой тела. Основными причинами развития ожирения и избыточной массы тела являются недостаточная физическая активность и нерациональное питание, что наиболее характерно для школьников. С началом школьного обучения резко снижается уровень физической активности школьников за счет повышения статической загрузки. Гиподинамия, а наряду с этим и повышение потребления школьниками сладостей и газированных напитков, нарушение режима питания, ограничение в рационе питания свежих овощей и фруктов формируют высокий риск развития у детей избыточной массы тела и ожирения. Эффективной мерой профилактики развития ожирения может служить широкое внедрение в работу учебных заведений здоровьесохраняющих технологий (ЗСТ), в основе которых лежит формирование здорового образа жизни и достаточная физическая активность.

Цель — оценить влияние ЗСТ «Обучение в движении» профессора Дубогай А.Д. на предупреждение развития ожирения и избыточной массы у детей младшего школьного возраста.

Пациенты и методы. Проведено углубленное клинико-инструментальное обследование 153 детей младшего школьного возраста перед вступлением в школу и во время обучения в I–IV классах. Среди обследованных основную группу составили 65 школьников средней школы (СШ) № 287 г. Киева, где внедрены ЗСТ «Обучение в движении», а контрольную группу — 88 учеников СШ № 3 г. Боярка Киевской области, где ЗСТ не применялись. Обследование включало оценку антропометрических данных согласно приказу МЗ Украины от 13.09.2013 № 802 «Критерии оценки физического развития детей школьного возраста», расчет индекса массы тела (ИМТ), лабораторные и инструментальные методы исследования.

Результаты. Использование ЗСТ в основной группе обеспечило достаточную (согласно возрасту) физическую нагрузку. После окончания начальной школы количество учеников с гармоничным физическим развитием увеличилось с 27,7% до 63,9%, а в контрольной группе оно практически не изменилось (38,6% и 41,7% соответственно). За годы обучения в начальной школе при расчете ИМТ в контрольной группе выявлено достоверное увеличение количества детей с ожирением и избыточной массой тела (с 33,5% до 50,0%), а в основной группе отмечалась тенденция снижения количества детей с избыточной массой тела и ожирением с 20,0% до 16,7%.

Выводы. Проведенное исследование показало положительное влияние ЗСТ «Обучение в движении» на сохранение гармоничности физического развития и предотвращение ожирения и избыточной массы тела у школьников начальной школы путем обеспечения достаточной физической активности и рационального питания.

Ключевые слова: ожирение, избыточная масса тела, здоровьесохраняющие технологии, дети младшего школьного возраста.

ЛІТЕРАТУРА

1. Бекетова ГВ, Савінова КБ. (2018). Вплив здоров'язберігаючих технологій на антиінфекційну резистентність та формування хронічної патології у дітей молодшого шкільного віку. Современная педиатрия. 4(92): 17–22. https://doi.org/10.15574/SP.2018.92.17

2. Бекетова ГВ, Савінова КБ. (2018). Профілактика шкільної дезадаптації за допомогою здоров'язберігаючи технологій у дітей молодшого шкільного віку. Неонатологія, хірургія та перинатальна медицина. 8; 4(30): 37–42. https://doi.org/10.24061/2413-4260.VIII.4.30.2018.7

3. Дубогай ОД. (2005). Навчання в русі: Здоров'язберігаючі педагогічні технології в початковій школі. Методичні рекомендації. Київ: Шкільний світ: 112.

4. Квашнина ЛВ. (2016). Алиментарный дефицит кальция у детей и подходы к его коррекции. Современная педиатрия. 7(79): 26–32. https://doi.org/10.15574/SP.2016.79.26

5. Лукьянова ЕМ. (2003). Медицинские и педагогические аспекты проблемы сохранения здоровья детей. Междунар. мед. журнал. 9; 3: 6–9.

6. Davis MM, Gance–Cleveland B, Hassink SC et al. (2007). Recommendations for Prevention of Childhood Obesity, Pediatrics. 120; Suppl. 4: S229–S253. https://doi.org/10.1542/peds.2007-2329E; PMid:18055653

7. Datar A, Sturm R. (2004). Physical education in elementary school and body mass index: evidence from the early childhood longitudinal study. Am. J. Public Health. 94(9): 1501–1506. https://doi.org/10.2105/AJPH.94.9.1501; PMid:15333302 PMCid:PMC1448481

8. DeBoer MD, Scharf RJ, Demmer RT. (2013). Sugar-sweetened beverages and weight gain in 2- to 5-year-old children. Pediatrics. 132 (3): 413–420. https://doi.org/10.1542/peds.2013-0570; PMid:23918897 PMCid:PMC3876761

9. Malik VS, Pan A, Willett WC, Hu FB. (2013). Sugar-sweetened beverages and weight gain in children and adults: a systematic review and metaanalysis. Am. J. Clin. Nutr. 98 (4): 1084–1102. https://doi.org/10.3945/ajcn.113.058362; PMid:23966427 PMCid:PMC3778861

10. Pelegrini A, Silva DA, Gaya AC, Petroski EL. (2013). Comparison of three criteria for overweight and obesity classification in Brazilian adolescents. Nutr J. 12: 5. https://doi.org/10.1186/1475-2891-12-5; PMid:23294869 PMCid:PMC3564842

11. World Health Organization. Commission on Ending Childhood Obesity. (2016). ENDING CHILDHOOD OBESITY. Available on: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/204176/1/9789241510066_eng.pdf?ua=1.

Статья поступила в редакцию 03.11.2018 г.; принята в печать 12.03.2019 г.