• Рисуночные тесты как способ отображения эмоциональности детей с аллергическими заболеваниями
ru К содержанию

Рисуночные тесты как способ отображения эмоциональности детей с аллергическими заболеваниями

PERINATOLOGIYA I PEDIATRIYA. 2014. 3(59):109-112; doi 10.15574/PP.2014.59.109

 

Рисуночные тесты как способ отображения эмоциональности детей с аллергическими заболеваниями

 

Шумная Т. Е.

 

Цель — исследовать у детей особенности психоэмоциональной сферы, способствующие развитию аллергических заболеваний.

Пациенты и методы. Исследование проведено с помощью общепринятых проективных методик «Нарисуй человека» и «Дом, дерево, человек» у 171 ребенка с аллергическими заболеваниями из г. Запорожья (100 мальчиков и 71 девочка) и у 116 больных детей с относительно экологически чистых районов Запорожской области (62 мальчика и 54 девочки). Группу сравнения составили 56 здоровых детей (29 городских и 27 детей из Запорожской области).

 

Результаты. Комплекс взаимодополняющих рисуночных тестов позволил выделить в эмоциональной сфере детей с аллергическими заболеваниями такие категории, как агрессивность, тревожность, негативные эмоции. Дети воспринимали болезнь как основной источник негативного эмоционального состояния, что приводило к неудовлетворенности взаимоотношениями с окружающими и формировало ощущение неполноценности, отчуждения и нарушениями коммуникативности в виде отсутствия потребности в общении, признании, уважении и сотрудничестве с другими детьми. У детей с аллергическими заболеваниями наблюдались изменения эмоционально-личностной сферы, которые приводили к снижению когнитивных способностей и осложняли клиническое течение основного заболевания, что требовало дальнейшего проведения комплекса индивидуализированных профилактически-оздоровительных мероприятий.

 

Выводы. Перспективным направлением повышения качества жизни больных с аллергической патологией является дифференцированный подход к обучению, воспитанию, прогнозированию их социальной адаптации и здоровья в целом.

 

Ключевые слова: эмоциональность, рисуночные тесты, аллергические заболевания, дети.

 

Литература:

 

 

1. Корольчук МС, Криворучко ПП. 2010. Історія психології. К, Ельга: 248.

2. Марченко ЕЄ. 2005. Характеристика вегетативного статусу у дітей, хворих на бронхіальну астму за даними зональної термографії тіла. Мед перспективи 10(2): 50—54.

3. Процюк ТЛ, Чирка ОВ, Суркова НМ та ін. 2011. Особливості клінічного перебігу бронхіальної астми та атопічного дерматиту, асоційованих з проявами недиференційованої дисплазії сполучної тканини у дітей. Перинатология и педиатрия. 2(46): 113—115.

4. Попов ОІ, Лупаренко СЄ, Бойко ЛТ. 2011. Психолого-гігієнічна сутність, види та особливості здоров’язберігаючих технологій у дітей в умовах сучасного навколишнього середовища. Довкілля та здоров’я 3: 73—76.

5. Проективная психология: монография. — М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009: 528.

6. Реброва ОЮ. 2006. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М, МедиаСфера: 312.

7. De Bray J. 2005. Extra- and intrakranial vertebrobasilar dissection: diagnosis and prognosis. J Neur Neurosurg Psych 63(1): 46—51.

8. Pop CF. 2006. Quality of life in children with bronchial asthma and allergic rhinitis. Pneumologia 55(2): 74—79.

9. Steinhoff M, Bienenstock J, Schmelz M. 2006. Neurophysiological, neuroimmunological and neuroendocrine basis of pruritus. J Invest Dermatol 126: 1705—1718.

10. Kirk F, Tyler R, Russel D et al. 2004. The psichometric properties of a tinninus handicap questionnaire. Ear Hearing 11: 434—445.