• Работа с детьми из приемных семей: терапевтическое наблюдение и «Смотрите, как я играю!»
ru К содержанию Полный текст статьи

Работа с детьми из приемных семей: терапевтическое наблюдение и «Смотрите, как я играю!»

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2018.2(90):14-25; doi 10.15574/SP.2018.90.14

Jenifer Wakelyn
Tavistock Clinical in Haringey, London, Great Britain

Дети раннего возраста, находящиеся на попечении государства, часто подвергаються жестокому обращению, последствия которого могут негативно отразиться на них в будущем. Воспитание в приемной семье дает уникальные возможности для смягчения последствий перенесенного жестокого обращения: дошкольные годы представляют собой критические временные рамки для раннего вмешательства, когда можно предотвратить формирование новых психических расстройств, которые могут принять персистирующий характер. Однако в некоторых приемных семьях дети, по ряду причин, могут не получать достаточно внимания и душевного тепла, что может усугубить последствия ранее перенесенной травмы. В этом сообщении описываются и иллюстрируются два взаимосвязанных подхода, целью которых является поддержка, укрепление и углубление взаимопонимания между опекунами и детьми, а также устранение последствий ранее перенесенной травмы у детей и улучшение качества совместного пребывания в приемных семьях: терапевтический подход, основанный на психоаналитической модели наблюдения за детьми, и подход быстрого вмешательства под названием «Смотрите, как я играю!» (Watch Me Play!). Оба метода являются гибкими и эффективными, особенно при поддержке детей раннего возраста во время судебных разбирательств или во время смены приемных родителей. Метод «Смотрите, как я играю!» также был признан полезным для детей и их приемных родителей, особенно для родителей, которые испытывают трудности в воспитании приемных детей. В статье автор ссылается на современные исследования в области нейробиологии и детского развития, а также на учение о психоанализе Фрейда и формы психической энергии.
Ключевые слова: дети, лишенные родительской опеки, приемная семья, терапевтическое наблюдение, психоаналитическая модель, психологическая травма.

Литература

1. Alvarez A, Phillips A. (1998). The importance of play: A child psychotherapist's view. Child Psychology and Psychiatry Review. 3; 3: 99—104. https://doi.org/10.1017/S1360641798001579

2. Biehal N. (2007). Reuniting children with their families: Reconsidering the evidence on timing, contact and outcomes. British Journal of Social Work. 37: 807—823. https://doi.org/10.1093/bjsw/bcl051

3. Bratton S, Landreth G, Kellam T, Blackard SR. (2006). Child Parent Relationship Therapy (CPRT) Treatment Manual: A 10-session filial therapy model for training parents. New York: Routledge. PMCid:PMC1829494

4. Center for the Developing Child. (2012). Serve and return interaction. You Tube citation accessed 07/07/2015. http://www.developingchild.har-vard.edu

5. De Jong M. (2010). Some reflections on the use of psychiatric diagnosis in the looked-after or 'in care' child population. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 15; 4: 589—599. https://doi.org/10.1177/1359104510377705; PMid:20923905

6. Freud S. (1895). Project for a Scientific Psychology. Standard Edition. 1. London: Hogarth.

7. Freud S. (1912). Recommendations to physicians practising psychoanalysis. Standard Edition. 12. London: Hogarth.

8. Freud S. (1914). Remembering, repeating and working through. (Further recommendations on the technique of Psycho-analysis, II). Standard Edition. 12. London: Hogarth.

9. Freud S. (1917). A metapsychological supplement to the theory of dreams Standard Edition, 14. London, Hogarth

10. Freud S. (1920). Beyond the pleasure principle. Standard Edition, 18. London: Hogarth.

11. Freud S. (1923). Two encyclopaedia articles, Standard Edition, 18. London, Hogarth.

12. Hillen T., Gafson L. et al. (2012). Assessing the prevalence of mental health disorders and needs among preschool children in care in England. An unmet need for greater care. Infant Mental Health Journal. 33; 4: 411—420. https://doi.org/10.1002/imhj.21327; PMid:28520175

13. Houzel D. (1999) A therapeutic application of infant observation in child psychiatry. Infant Observation. 2; 3: 42—53. https://doi.org/10.1080/13698039908405029

14. Houzel, D. (2010). Infant observation and the receptive mind. Infant Observation. 13; 2: 119-133. https://doi.org/10.1080/13698036.2010.487992

15. Gerhardt S. (2004). Why Love Matters: how affection shapes a baby's brain. London, Brunner Routledge. PMCid:PMC539733

16. Lanyado M. (2003). The emotional tasks of moving from fostering to adoption: transitions, attachment, separation and loss. Clinical Child Psychiatry and Psychology. 8; 3: 337—349. https://doi.org/10.1177/1359104503008003005

17. Lerner C., Barr R. (2014). Screen Sense: Setting the Record Straight Research-Based Guidelines for Screen Use for Children Under 3 Years Old. Washington, DC, ZERO TO THREE. https://www.zerotothree.org/

18. McCrory E., De Brito S., Viding E. (2011). Heightened neural reactivity to threat in child victims of family violence. Current Biology. 21; 23: R947—948. https://doi.org/10.1016/j.cub.2011.10.015; PMid:22153160

19. McClure R. (1981). Coram's Children: The London Foundling Hospital in the Eighteenth Century. New Haven, Yale University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctt1xp3sh0

20. McFadyen A. (1994). Special care babies and their developing relationships. London and New York, Routledge. PMCid:PMC1534159

21. Negri R. (1994). The newborn in the intensive care unit. A neuropsychoanalytic prevention model. London: Karnac.

22. Rhode M. (2007). 'Infant observation as an early intervention'. In ACQUARONE, S. Signs of autism in infants. Recognition and early intervention. London: Karnac.

23. Robertson J., Robertson J. (1989). Separation and the very young. London: Free Association.

24. Rustin M. (2014). The relevance of infant observation for early intervention: containment in theory and practice. Infant Observation. 17: 2, 97—114. https://doi.org/10.1080/13698036.2014.928025

25. Selwyn J. et al. (2010). Pathways to permanence for Black, Asian and Mixed Ethnicity Children. BAAF/ Adoption Research Initiative.

26. Selwyn J, Wijedasa D, Meakings S. (2014). Beyond the Adoption Order: Challenges, Interventions and Adoption Disruption. Research Report. London, Department for Education.

27. Sinclair I, Baker C, Wilson K et al. (2005). Foster Children: Where They Go and How They Get On. London, Jessica Kingsley Publishers.

28. Strauss A., Corbin J.A. (1990). Basics of qualitative research: grounded theory, procedures and techniques. Thousand Oaks, Sage Publications.

29. Sunderland M. (2007). What every parent needs to know. The incredible effects of love, nurture and play on your child's development. London and New York, Dorling Kindersley.

30. Tustin F. (1986). Autistic Barriers in Neurotic Patients. London, Karnac.

31. Urwin C., Sternberg J. (2012). Emotional lives. Infant observation and research. London, Routledge.

32. Wakelyn J. (2011). Therapeutic observation of an infant in foster care. Journal of Child Psychotherapy. 37(3): 280—310. https://doi.org/10.1080/0075417X.2011.614746

33. Wakelyn J. (2012). Observation as a therapeutic intervention for infants and young children in care. Infant Observation. 15; 1: 49—66. https://doi.org/10.1080/13698036.2012.654655

34. Ward H., Munro E., Dearden C. (2006). Babies and young children in care: life pathways, decision3making and practice. London, Jessica Kingsley.

35. World Health Organisation (WHO). (2006). Mental health and psychosocial well-Being among children in severe food shortage situations. Department of Mental Health and Substance Abuse (MSD).

36. Winnicott D.W. (1965). 'Providing for the child in health and in crisis'. In The maturational processes and the facilitating environment. London: Hogarth. PMid:14289319

37. Winnicott D.W. (1986). 'The concept of a healthy individual'. In: Home is where we start from. Harmondsworth, Penguin (first published 1965).