• Практические аспекты преподавания неонатологии студентам медико-психологического факультета
ru К содержанию Полный текст статьи

Практические аспекты преподавания неонатологии студентам медико-психологического факультета

Modern Pediatrics. Ukraine. (2023). 2(130): 121-126. doi 10.15574/SP.2023.130.121
Писарев А. А., Марушко Ю. В.
Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, г. Киев, Украина

Для цитирования: Pysariev AO, Marushko YuV. (2023). Practical aspects of teaching of neonatology to students of the medical and psychological faculty. Modern Pediatrics. Ukraine. 2(130): 121-126. doi 10.15574/SP.2023.130.121.
Статья поступила в редакцию 21.01.2023 г., принята в печать 13.03.2023 г.

Цель — осветить основные аспекты при преподавании неонатологии студентам медико-психологического факультета (МПФ).
Акцент сделан на основных принципах дистанционного обучения — проблемности, интерактивности и ориентации на развитие личности. Отмечены преимущества проблемного обучения, помогающего студентам развить клиническое мышление, сформировать умение прогнозировать возникновение психологических проблем, а также разработать оптимальную тактику в общении с родителями и медицинским персоналом.
Для преподавания цикла неонатологии студентам МПФ особо отмечены некоторые патологические состояния у новорожденных детей, при которых особенно необходимо психологическое сопровождение семей. Определена потребность в оказании комплексной медико-психологической помощи матерям, эффективность которой базируется на ключевых профессиональных компетентностях и глубоких клинических знаниях.
Сделан акцент на том, что в процессе обучения на цикле неонатологии студенты МПФ должны понять свою особую роль в предотвращении медицинского стресса и медицинской травмы как у ребенка, так и у родителей, поскольку пребывание в отделении интенсивной терапии новорожденных подразумевает наличие многочисленных факторов стресса из-за чрезмерной сенсорной стимуляции, такой как свет, звук и боль, которые противоречат потребностям развития мозга новорожденного ребенка, особенно при преждевременном рождении. Именно поэтому подчеркнута важность предоставления полной информации родителям о роли каждого члена команды специалистов в организации лечения и ухода за ребенком, а также необходимость применения развивающего ухода, отвечающего потребностям раннего развития недоношенного ребенка.
Также определена роль будущего медицинского психолога в оказании помощи родителям при перинатальной потере. Эта проблема касается многих семей, большинство из которых часто переживают потерю без надлежащей поддержки и помощи. Проблема перинатальных потерь и восстановления матерей и семей после них является компетенцией медицинских психологов.
Обозначенные требования к преподавателю — необходимость индивидуальной подготовки качественного контента занятия, которая может потребовать дополнительного времени, но привлечение самих студентов к подготовке необходимых материалов еще больше повысит интерактивность учебного процесса. Разобраны возможности применения новейших образовательных технологий: «кейс-технологии» в малых группах, «деловые (ролевые) игры», перевернутый аудиторный подход.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: неонатология, медицинская психология, медицинская травма, новорожденный, медико-психологическая помощь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Caporali C et al. (2020). A global perspective on parental stress in the neonatal intensive care unit: a meta-analytic study. J Perinatol. 40 (12): 1739-1752. https://doi.org/10.1038/s41372-020-00798-6; PMid:32901116

2. DʼAgata AL et al. (2016). Infant Medical Trauma in the Neonatal Intensive Care Unit (IMTN): A Proposed Concept for Science and Practice. Adv Neonatal Care. 16 (4): 289-297. https://doi.org/10.1097/ANC.0000000000000309; PMid:27391564

3. Evertz K, Janus L, Linder R (eds.). (2021). Handbook of Prenatal and Perinatal Psychology. Integrating Research and Practice Springer Cham: 817. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41716-1; PMCid:PMC8432112

4. Hew KF, Lo CK. (2018, Mar 15). Flipped classroom improves student learning in health professions education: a meta-analysis. BMC Med Educ. 18 (1): 38. https://doi.org/10.1186/s12909-018-1144-z; PMid:29544495 PMCid:PMC5855972

5. Kenner C, Altimier L, Boykova MV. (2019). Comprehensive Neonatal Nursing Care. Springer Publishing Company: 1100. https://doi.org/10.1891/9780826139146

6. Курилина ТВ. (2016). Нейроразвивающий уход в условиях высокотехнологического окружения. Охрана материнства и детства. 1 (27): 94-99. URL: https://elib.vsmu.by/handle/123/11184.

7. Лукашенко А. А. Синхронна та асинхронна модель освітньої діяльності в умовах воєнного стану в Україні (на прикладі підготовки здобувачів вищої освіти). Освітній процес в умовах воєнного стану в Україні: матеріали всеукраїнського науково-педагогічного підвищення кваліфікації. Одеса: Видавничий дім «Гельветика»: 283-286. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjY6vmKiqX-AhUN-yoKHYtpCGQQFnoECAsQAQ&url=https%3A%2F%2Fdspace.uzhnu.edu.ua%2Fjspui%2Fbitstream%2Flib%2F45275%2F1%2F%25D0%25A2%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B8%2520%25D0%25A1%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B0%252C%2520%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B0%25202021.pdf&usg=AOvVaw2ENRzh5Co23sqWq1LS3t_f.

8. Московко ГС. (2016). Розвиток клінічного мислення у студентів вищих навчальних медичних закладів, як когнітивна складова професійної компетентності. Буковинський медичний вісник. 20; 2 (78): 271-274. https://doi.org/10.24061/2413-0737.XX.2.78.2016.118

9. МОЗ України. (2013). Про затвердження Положення про дистанційне навчання. Наказ МОЗ України від 25.04.2013 № 466. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0703-13.3.

10. Михайловська НС, Олійник ТВ, Міняйленко ЛЄ та ін. (2018). Онлайн-курси як складова змішаного навчання на клінічних кафедрах. Науковий вісник інноваційних технологій. 2 (18): 5-17.

11. Ramnanan CJ, Pound LD. (2017). Advances in medical education and practice: student perceptions of the flipped classroom. Adv Med Educ Pract. 8: 63-73. https://doi.org/10.2147/AMEP.S109037; PMid:28144171 PMCid:PMC5245805

12. Ріга ОО, Пеньков АЮ. (2017). Навички комунікацій в педіатричній паліативній допомозі. Посібник для фахівців, які працюють з дітьми з невиліковними захворюваннями. Х.: Водний спектр Джі-Ем-Пі: 44.

13. Рогозіна ЛА. (2017). Педагогічні ідеї Д. Дьюї у світлі сучасних освітніх тенденцій. Збірник праць. Вінницький національний технічний університет. URL: http://ir.lib.vntu.edu.ua/handle/123456789/17719.

14. The British Psychological Society. (2016). Perinatal Service Provision: The role of Perinatal Clinical Psychology. Briefing Paper No. 8. 40. URL: https://www.studocu.com/es/document/universidad-complutense-de-madrid/psicologia-clinica/briefing-paper-8-perinatal-service-provision-the-role-of-perinatal-clinical-psychology-2016/10763027.

15. Жукової ОА, Комишана АІ (заг ред). (2021). Компетентнісний підхід у вищій школі: теорія та практика. Монографія. Кол. авт.; за заг. ред. О.А. Жукової, А.І.  Комишана. Харків: ХНУ імені В.Н. Каразіна: 264. doi: 10.26565/9789662856729с.