• Информативные критерии оценки состояния здоровья детей и подростков 
ru К содержанию

Информативные критерии оценки состояния здоровья детей и подростков 

 

PERINATOLOGIYA I PEDIATRIYA.2014.4(60):82–85 

Информативные критерии оценки состояния здоровья детей и подростков 

В.К. Козакевич, Е.Б. Козакевич 
ВГУЗ «Украинская медицинская стоматологическая академия», г. Полтава, Украина 

УДК 612056.22:616053.5 

Цель — усовершенствовать методы оценки состояния здоровья детей школьного возраста на основе количественного определения уровня соматического здоровья; выявить факторы риска его нарушений. 

Пациенты и методы. Проведено комплексное изучение состояния здоровья 530 детей в возрасте 12–14 лет, которое заключалось в определении заболеваемости, показателей физического развития, физических возможностей организма, состояния вегетативного гомеостаза, а также в количественном определении уровня соматического здоровья. Основными источниками информации о состоянии здоровья детей были: первичная документация общеобразовательных заведений; результаты углубленных медицинских обзоров и социологического анкетирования. Использованы методы спирометрии, динамометрии, определен показатель физической работоспособности и уровень максимального потребления кислорода с помощью велоэргометрии. Уровень соматического здоровья определен по методике количественной экспрессоценки (Г.Л. Апанасенко) с выделением пяти уровней соматического здоровья (низкого, ниже среднего, среднего, выше среднего и высокого). Оценка функционального состояния вегетативного гомеостаза детей проведена с учетом исходного вегетативного тонуса и вегетативной реактивности. 

Результаты. Получен алгоритм для определения состояния здоровья (вероятности отнесения данного ребенка к каждой из трех групп заболеваемости), который позволяет выявить изменения в состоянии здоровья на донозоологическом уровне. Его применение дает точное совпадение прогнозируемой группы здоровья ребенка с реальной в 75% случаев, а 6% из числа иных случаев свидетельствует о снижении компенсаторнорезервных возможностей организма и риске развития заболеваний в будущем. 

Выводы. Таким образом, использованный подход к оценке состояния здоровья подростков по компенсаторнорезервным возможностям организ ма с учетом развития ребенка и влияния социальноэкономических факторов позволяет выявить изменения состояния здоровья еще на уровне функциональных отклонений и своевременно принять профилактические меры. 

Ключевые слова: дети, искусственное вскармливание, заменители грудного молока, адаптация. 

Литература: 
 

1. Апанасенко ГЛ. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. Петрополис: сб: 123.

2. Апанасенко ГЛ. 2009. Охрана здоровья здоровых: постановка проблемы в Украине и России. Український мед часопис. 4(72): 122—124.

3. Антипкін ЮГ. 2005. Стан здоров'я дітей в умовах дії різних екологічних чинників. Мистецтво лікування. 2: 17—23.

4. Квашніна ЛВ. 2000. Нові підходи до оцінки стану здоров'я і діагностики його порушень у дітей шкільного віку. Автореф. дис. д.мед.н. Київ: 36.

5. Лук'янова ОМ, Квашніна ЛВ. 2004. Стан здоров'я дітей молодшого шкільного віку та шляхи його корекції. Перинатологія та педіатрія. 1: 35.

6. Лясота ТІ. 2010. Функціональний стан дітей молодшого шкільного віку в процесі адаптації їх до школи. Молода спортивна наука України. Зб наук праць з галузі фізичної культури і спорту. 14: у 4 томах. Львів. 1: 63—67.

7. Медведовська НВ, Пономаренко СД, Кульчицька ТК. 2007. Стан здоров'я підлітків та особливості їхнього способу життя. Україна. Здоров'я нації. 3—4: 27—30.

8. Няньковський СЛ, Яцула МС, Чикайло МІ. 2012. Стан здоров'я школярів в Україні. Здоровье ребенка. 5(40): 18—22.

9. Омельченко ТГ. 2011. Оценка состояния здоровья с использованием донозологической диагностики детей младшего школьного возраста. Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и туризма. Матер ІV Междунар науч-практ конф молодых ученых. Минск: 244—246.

10. Омельченко ТГ. 2012. Контроль за станом здоров'я школярів у процесі фізичного виховання — актуальна проблема сьогодення. Фізична культура і здоров'я людини: історія, сьогодення, майбутнє. Матер Міжнар наук-практ конф (до 100-річчя першого диплома вчителя фізичної культури). Київ, Ун-т ім. Б. Грінченка: 327—332.

11. Тяжка ОВ, Козакова ЛМ, Строй ОА. 2011. Сучасні особливості стану здоров'я дітей молодшого і середнього віку м. Києва. Здоровье ребенка. 4(31): 12—16.

12. Яковлева ЭБ, Касьянова НБ, Чурилова ОА. 2006. Пубертатный период — современные взгляды на проблему. Український мед альманах. 9,6: 163—164.

13. BenShlomo Y, Kuh D. 2002. A life course approach to chronic disease epidemiology: conceptual models, empirical challenges and interdisciplinary perspectives. Int J Epidemiol. 31: 285—293.

14. Hryhorchuk D, Freedmann L, Loukianova E et al. Predictors of blood lead among three-year old Ukrainian children: a nested case control study. Submitted in 2005 to International Journal of Ocupational and enviromental Health.