• Бронходилятационный тест в детской практике: эффективность использования бронходилятаторов быстрого действия
ru К содержанию Полный текст статьи

Бронходилятационный тест в детской практике: эффективность использования бронходилятаторов быстрого действия

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2018.1(89):56-62; doi 10.15574/SP.2018.89.56

Речкина Е. А., Дорошенкова А. С., Кравцова О. Н.
ГУ «Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии имени Ф.Г. Яновского НАМН Украины», г. Киев

Цель — изучить возможности использования формотерола фумарата (Зафирон) для проведения теста с бронходилятатором у больных бронхиальной астмой (БА) детей и определить критерии отбора пациентов для данного исследования.
Пациенты и методы. Обследовано 36 пациентов, больных БА различной степени тяжести и контроля, возраст детей составлял от 6 до 17 лет. Проведена сравнительная оценка обратимости основных показателей функции внешнего дыхания при использовании бронхолитиков короткого действия сальбутамола и формотерола.
Результаты. Показатели обратимости бронхиальной обструкции (средние значения прироста объєма форсированного выдоха 1 ОФВ1) в пробах с сальбутамолом и формотеролом у больных достоверно не отличались, хотя в некоторых наблюдениях формотерол продемонстрировал потенциальную более высокую способность к бронходилятации по сравнению с сальбутамолом. Прогнозируемый прирост ОФВ1 при применении формотерола (мл) = 0,67 x прирост ОФВ1 при применении сальбутамола (мл) + 111 с коэффициентом корреляции r=0,54. Чувствительность и специфичность (68,8% и 60,0%) теста с формотеролом, а также его прогностическая ценность являются удовлетворительными для диагностики обратимости бронхиальной обструкции у больных БА детей.
Вывод. При проведении оценки обратимости показателей функции внешнего дыхания бронходилятационный тест с формотеролом (Зафирон) рекомендуется использовать при сомнительном результате пробы с сальбутамолом, при отрицательном ответе на сальбутамол, а также при непереносимости сальбутамола у больных независимо от тяжести заболевания и уровня контроля над симптомами астмы.
Ключевые слова: бронходилятационный тест, дети, бронхиальная астма, функция внешнего дыхания, сальбутамол, формотерол.

Литература

1. Власов ВВ. (2006). Изучение методов диагностики. Международный журнал медицинской практики. 4: 7—17.

2. Лапач СН, Чубенко АВ, Бабич ПН. (2000). Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel. Київ: Морион.

3. Москаленко ВФ, Пузанова ОГ. (2011). Методологія діагностики та доказовий підхід, або доказова діагностика Therapia. Український медичний вісник. 6: 20—26.

4. Охотникова ОМ. (2016). Помилки діагностики бронхіальної астми у дітей та сучасні підходи до визначення тяжкості захворювання хвороби. Клінічна імунологія. Алергологія. Інфектологія.1: 10—18.

5. Речкіна ОО, Руденко СМ, Дорошенкова АС, Кравцова ОМ, Речкіна ОО. (2017). Особливості спірометрії у дітей з різним ступенем контрольованості бронхіальної астми. Современная педиатрия. 2 (82): 101.

6. Стручков ПВ, Дроздов ДВ, Лукина ОФ. (2015). Спирометрия: руководство для врачей. Москва: ГЕОТАР-Медиа.

7. Hayden SR, Brown MD. (1999). Likelihood ratio: a powerful tool for incorporating the results of a diagnostic test into clinical decision making. Ann. Emerg. Med. 33: 575—80.

8. Linares Passerini M, Meyer Peirano R, Contreras I Estay et al. (2014). Utility of bronchodilator response for asthma diagnosis in Latino preschoolers. Allergol Immunopathol (Madr). 42(6): 553—559.

9. Miller MR et al. (2005). Standartization of spirometry. Series «ATS/ERS TASK FORSE: Standartization of Lung Function Testing». Eur Resir J. 26: 319—338.

10. Raghunathan K, Nagajothi N. (2006). Paradoxical bronchospasm: a potentially life threatening adverse effect of albuterol. South Med J. 99(3): 288—289.

11. Seed MJ, Agius RM. (2008). Paradoxical asthma hazard of short-acting beta2-agonists. Allergy. 63(2): 241.

12. Wang N, Zeng NN, Zhu W. (2010). Sensitivity, Specificity, Accuracy, Associated Confidence Interval And ROC Analysis With Practical SAS Implementations. Health Care and Life Sciences. 14: 32—39.