• Особенности и проявления школьного буллинга на моделе Одесского региона
ru К содержанию

Особенности и проявления школьного буллинга на моделе Одесского региона

 

 

PERINATOLOGIYA I PEDIATRIYA. 2014. 3(59):7074; doi 10.15574/PP.2014.59.70

Особенности и проявления школьного буллинга на моделе Одесского региона

Аряев Н. Л., Сеньковская Л. И., Шевченко И. М.

Цель — изучить особенности, проявления и информированность школьников о проблеме буллинга среди учеников двух средних общеобразовательных школ г. Одессы.

Пациенты и методы. В анонимном опросе после получения информированного согласия приняли участие ученики 5–11-х классов двух средних общеобразовательных школ г. Одессы. Выборка была случайной и составила 615 лиц — 283 мальчика и 332 девочки. Проводился опрос детей согласно анкете, разработанной Центром в Тринити колледже — Дублин (Ирландия). Статистический анализ полученных данных проводился с использованием пакетов STATISTICA 7.0 и интернет-калькулятора SISA (Simple Interactive Statistical Analysis). Значимость разных проявлений буллинга у мальчиков, девочек оценивалось по результатам метода Feature Selection and Variable Filtering модуля интеллектуального анализа данных (Data mining).

Результаты. Установлено, что существуют возрастные и половые особенности в формах и проявлениях школьного буллинга и социальном отношении к проблеме. У девочек превалируют сплетни (?2 — 20,3, р=0,00003), оскорбления (?2 — 19,0, р=0,00007 ) и угрозы (?2 — 11,5, р=0,003). Для школьного насилия у мальчиков характерны такие формы: драки (?2 — 25,7, р=0,000007), оскорбления (?2 — 19,0, р=0,00007) и угрозы (?2 — 11,5, р=0,003).

 

Выводы. Региональная и национальная системы выявления, регистрации и противодействия школьного буллинга нуждаются в совершенствовании и развитии на основе дальнейших исследований, которые подтверждают понимание сути и распространенности проблемы, а также применение современных методов ее командного решения. Отмечено, что большинство детей сталкивалось с различными формами и проявленими школьного буллинга.

 

Ключевые слова: дети, школьный буллинг, формы и проявления буллинга.

 

Литература:

 

 

1. Звєрєва ІД, Безпалько ОВ, Марченко СЯ. 2003. Соціальна робота в Україні. К, Наук світ: 233.

2. Каюда ГП, Луковцева ЗВ, Гаямова СЮ. 2007. Жестокое обращение с несовершеннолетними: идентификация и оценка психологических последствий. Методическое пособие. М, Компания Спутник+: 62.

3. Христинко ВЕ. 2001. Психология жертви. Харьков, Консум: 315.

4. Friedman P. 1967. Discussion on the Vienna Psychoanalytic Society: On Suicide. With particular reference stosuicid eamongyoung students. NY, International University Press: 123—129.

5. Han J, Kamber M. 2001. Data mining: Concepts and Techniques. J Han —Morgan Kaufmann Publishers: 58—96.

6. Kasim MS, Shafie HM, Chean J. 2009. Social factors inrelation tophysical abusein. Child Abuse and Neglect 18(5): 401-407. http://dx.doi.org/10.1016/0145-2134(94)90025-6

7. Losey B. 2011. Bullying, Suicide and Homicide. Understanding, Assess mentand Preventing Threats for Victims of Bullying. USA, Routledge: 56—61.

8. Scheckner S, Rollin SA, Ulrey CK, Wagner R. 2002. School Violence in Children and Adolescents: a Meta-Analysis of the Effectiveness of Current Interventions. Journal of School Violence 1(2): 5—32.

9. U.S. Department of Education. National Center for Education Statistics, The continuation of Education. — Washington, DC, 2002.

10. Wind TW, Silvern L. 1994. Parenting and family stressas mediatorsofthe long-termaffects of child abuse. Child Abuse and Neglect 18(5): 439—453.