- Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: раннее распознавание и координация оказания медицинской помощи в условиях военного времени
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: раннее распознавание и координация оказания медицинской помощи в условиях военного времени
	Modern Pediatrics. Ukraine. (2023). 4(132): 91-98. doi 10.15574/SP.2023.132.91
	Мокия-Сербина С. А., Заболотняя Н. И., Мавропуло М. И.
	Днепровский государственный медицинский университет, Украина
	Для цитирования: Mokia—Serbina SO, Zabolotnia NI, Mavropulo MI. (2023). Post-traumatic stress disorder in children: early recognition and coordination of medical care in the conditions of war. Modern Pediatrics. Ukraine. 4(132): 91-98. doi 10.15574/SP.2023.132.91.
	Статья поступила в редакцию 10.03.2023 г., принята в печать 16.05.2023 г.
	На современном этапе, когда продолжаются военные действия и возможно развитие различных проявлений психотравматических стрессовых расстройств у детей, острота и неотложность решения проблемы обуславливает необходимость раннего распознавания симптомов риска развития посттравматического стрессового расстройства в связи с его частотой и высокими показателями негативных последствий.
	Цель — улучшить качество жизни детей в условиях военного времени путем раннего распознавания симптомов риска развития посттравматического стрессового расстройства и повышения осведомленности врачей первичной медицинской помощи об этом состоянии и координации оказания медико-психологической помощи.
	Материалы и методы. Практические рекомендации относительно раннего распознавания симптомов риска развития посттравматического стрессового расстройства у детей представлены соответственно национальной Адаптированного клинического руководства, основанного на доказательства (2016), Унифицированного клинического протокола (первичной, вторичной (специализированной) и третичной высокоспециализированной медицинской помощи (2019), а также руководства Национального института здоровья и клинического совершенствования Великобритании (NICE, 2018) и информаций с использованием баз данных «PubMed», «UpTo Date». При определении данных рекомендаций принята во внимание новая версия международной классификации болезней (МКБ-11).
	Результаты. Проведен анализ клинических руководств и научной литературы, связанных с изучением посттравматического стрессового расстройства у детей, в частности, раннего его распознавания врачами первичной медицинской помощи. Освещены вопросы особенностей клинического течения психотравматических расстройств в зависимости от срока их появления после травмирующего события и возраста детей. В контексте времени, прошедшего с момента травмирующего события и возраста детей, представлена скрининговая программа раннего распознавания симптомов риска развития посттравматического стрессового расстройства, нуждающихся в немедленном реагировании со стороны работников первичной медицинской помощи. Особое внимание уделено детям из зоны военных действий, географически отдаленных регионов, переселенцам, беженцам.
	Выводы. Раннее проведение короткой скрининговой оценки риска развития посттравматического стрессового расстройства у детей, своевременное решение вопроса оказания медико-психологической помощи будут способствовать улучшению качества их жизни в условиях военного времени.
	Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
	Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, распознавание, дети, военное время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Agbaria H, Petzold S, Deckert A et al. (2021). Prevalence of post-traumatic stress disorder among Palestinian children and adolescents exposed to political violence: A systematic review and meta-analysis. PLOS ONE. 16 (8): e0256426. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0256426; PMid:34437595 PMCid:PMC8389374
2. American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5®). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing. https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596
3. Astitene K, Barkat A. (2021). Prevalence of posttraumatic stress disorder among adolescents in school and its impact on their well-being: a cross-sectional studi. Pan African Medical journal. 39: 54. URL: https://ww.panafrican-med.journal.com//content/article/39/54/full. https://doi.org/10.11604/pamj.2021.39.54.27419; PMid:34422177 PMCid:PMC8363972
4. Bartels L, Berliner L, Holt T et al. (2019). The importance of the GSM-5 PTSD syndrome of cognitions and mood in traumatized children and adolescents: TWO network approaches. Journal of child Psychology and Psychiatry. 60: 545-554. https://doi.org/10.1111/jcpp.13009; PMid:30648742
5. Charnsil C, Narkpongphun A, Chailangkarn R et al. (2020). Post-traumatic stress disorder and related factors in students whose school burned down: Cohort study. Asian Journal of Psychiatry. 51: 102004. URL: https://www.elsevier.com/locate/ajp. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2020.102004; PMid:32222645
6. Cisler JM. (2017). Childhood trauma and functional connectivity between amygdale and medical prefrontal cortex: A dynamic functijnal cohhectivy and large-scale nevwork perspective. Frontiens in Systems Neuros-cience. 11: 29. https://doi.org/10.3389/fnsys.2017.00029; PMid:28553208 PMCid:PMC5425605
7. De Young AC, Kenardy JA, Cobham V. (2021). Trauma in early childhood: a neglected population. Clin Child Fam Psychol Rev. 14 (3): 231-250. https://doi.org/10.1007/s10567-011-0094-3; PMid:21455675
8. Elliott R, McKinnon A, Dixon C et al. (2021). Prevalence and predictive value of ICD-11 post-traumatic stress disorder and Complex PTSD diagnoses in children and adolescents exposed to a single-event trauma. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 62/3: 270-276. https://doi.org/10.1111/jcpp.13240; PMid:32343370 PMCid:PMC7984249
9. Grant BR, O'Loughlin K, Holbrook HM, Althoff RR et al. (2020). A Multi-method and Multi-informant Approach to Assessing Posttraumatic Stress Disorder (PTSD) in Children. Int Rev Psychiatry. 32 (3): 212-220. https://doi.org/10.1080/09540261.2019.1697212; PMid:31880487 PMCid:PMC7190440
10. Ганузин ВМ. (2021). Влияние психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте на их жизненную парадигму. Практическая медицина. 19 (6): 26-31. https://doi.org/10.32000/2072-1757-2021-6-26-31.
11. Herringa RI, Burghy CA, Stodola GE et al. (2016). Enhanced prefrontal amygdala connectivity following childhood abversity as a protective mechanism against internalizing in adolescence. Biological Psychiatry: Cognitive Neuroscience and Neuroimaging. 1: 326-334. https://doi.org/10.1016/j.bpsc.2016.03.003; PMid:27725969 PMCid:PMC5055123
12. Jaffe SR. (2017). Child maltreatment and rick for psychopatholigi in childhood and abulthood. Annual Review of Chinical Psychology. 13: 525-521. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-032816-045005; PMid:28375720
13. Караваева ТА, Васильева АВ. (2022). Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации в кн. «Тактика врача-психиатра: практическое руководство» Москва: ГЕОТАР-Медиа: 127-135.
14. Kazlauskas E, Evaldas L, Lorenz P et al. (2017). As coning review of ICD-11 adjustment disorder research Europen Journal of Psychotraumatologi. 8 (7): 1421819. https://doi.org/10.1080/20008198.2017.1421819; PMid:29372011 PMCid:PMC5774403
15. Кашіна-Ярмак ВЛ, Кукуруза ГВ, Цилюрик СМ. (2022). Сучасні підходи до виявлення порушень розвитку дітей раннього віку в медичній практиці. Сучасна педіатрія. Україна. 6 (126): 75-81. https://doi.org/10.15574/SP.2022.126.75.
16. Lancaster GA, Mc Cray G, Kariger P et al. (2018). Creation of the WHO Indicators of Indentifyling Infants and Yournal child Development (NCG): meta-data synthesis across 10 countries. BMY glob Health. 3: e000747. https://doi.org/10.1136/bmjgh-2018-000747; PMid:30364327 PMCid:PMC6195138
17. Mauro C, Reynolds CF, Maercker A et al. (2019). Prolonged grief disorder: clinical utility of ICG-11 diagnostik guidelines. Psychol Med. 49 (5): 861-867. https://doi.org/10.1017/S0033291718001563; PMid:29909789
18.Mazo A, Waddell M, Raddats Y et al. (2021). Screening for acute traumatic stress disorder and posttraumatic stress disorder in pediatric trauma patients: a pilot study. Journal of Trauma Nursing. 28 (4): 235-242. https://doi.org/10.1097/JTN.0000000000000591; PMid:34210943
19. Memarzia J, Walker J, Meiser-Stedman R et al. (2021). Psychological peritraumatic risk factors for post-traumatic stress dasorded in children and adolescents: A meta-analytic review. Journal of Affective Disorders. 282: 1036-1047. https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.01.016; PMid:33601676
20. Micallef J, Soubrouillard C, Guet F et al. (2001). A double blind parallel group placebo controlled comparison of sedative and mnesic effects of etifoxine and lorazepam in healthy subjects [corrected]. Fundam Clin Pharmacol. 15 (3): 209-216. https://doi.org/10.1046/j.1472-8206.2001.00025.x; PMid:11468032
21. Mif-ua. (2016). Посттравматичний стресовий розлад. Адаптована клінічна настанова, заснована на доказах. URL: https://www.mif-ua.com/archive/article/42945.
22. Молчанова ЕС. (2014). Посттравматическое стрессовое и острое стрессовое расстройcтво в формате DSM-V: внесенные изменения и прежние проблемы. Медицинская психология в России: электрон.науч.журн. Т1 (24): 2. URL: http://mprj.ru.
23. Morina N, Koerssen R, Pollet TV. (2016). Interventions for children and adolescents with posttraumatic stress disorder: A meta-analysis of comparative outcome studies. Clinical Psychology Review. 47: 41-54. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2016.05.006; PMid:27340855
24. МОЗ України. (2016). Про затвердження та впровадження медико-технологічних документів зі стандартизації медичної допомоги при посттравматичному стресовому розлад. Наказ МОЗ України від 23.02.2016 р. №121.
25. МОЗ України. (2019). Уніфікований клінічний протокол первинної, вторинної (спеціалізованої) та третинної високоспеціалізованої медичної допомоги. «Реакція на важкий стрес та розлади адаптації. Посттравматичний стресовий розлад». Наказ Міністерства охорони здоров’я України 23.02.2016 № 121. Переглянуто 2019 р.
26. NICE. (2015). Протокол з діагностики та терапії ПТСР Національного інституту клінічної майстерності Великобританії. Львів. URL: https://docplayer.net/74691729-Protokol-z-diagnostiki-ta-terapiyi-ptsr-nacionalnogo-institutu-klinichnoyi-maysternosti-velikobritaniyi-nice.html.
27. NICE. (2018). Рекомендації щодо ведення осіб із посттравматичним стресовим розладом. Настанова Національного інституту здоров’я і клінічного вдосконалення Великої Британії. URL: https://www.nice.org.uk.
28. Освіторія. (2022). ПТСР чи гострий стресовий розлад: як розпізнати і допомогти. URL: https://osvitoria.media/opinions/u-dytyni-ptsr-chy-gostryj-stresovyj-rozlad-yak-rozpiznaty-i-dopomogty.
29. Özkur E, Kıvanç Altunay İ, Aydın Ç. (2020, Apr). Psychopathology among individuals seeking minimally invasive cosmetic procedures. J Cosmet Dermatol. 19(4): 939-945. Epub 2019 Aug 14. https://doi.org/10.1111/jocd.13101; PMid:31411377
30. Schnurr P, Friedman MJ, Engel CC et al. (2007). Cognitive behavioural therapy for posttraumatic stress disorder in women. JAMA. 297: 820-830. https://doi.org/10.1001/jama.297.8.820; PMid:17327524
31. Schnurr P, Friedman MJ, Foy DW et al. (2003). Randomized trial of trauma-focused group therapy for posttraumatic stress disorder. Archives of General Psychiatry. 60: 481-489. https://doi.org/10.1001/archpsyc.60.5.481; PMid:12742869
32. Stanton K, Denietolis D, Goodwin BJ et al. (2019). Childhood Trauma and Psychosis: An Updated Review. Child Adolesc Psychiatric Clin N Am. 29 (1): 115-129. https://doi.org/10.1016/j.chc.2019.08.004; PMid:31708041
33. Steadyhealth. (2021). Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у детей до 6 лет: причины, симптомы. URL: https://www.steadyhealth.com./ru/stati/posttravmatichenskol-stressovoe-rasstroystvo-ptr u deteu-do6let-prachiny-simptomy-diagnostika-i-lechenie.
34. Thomas RE, Spragins W, Mazloum et al. (2016). Rates of detection of developmental problems at the 18-month well-baby visit by family physicians using four evidence-based screening tools compared to usual care: a randomized controlled trial. Child Care Health Dev. 42 (3): 382-393. https://doi.org/10.1111/cch.12333; PMid:27061302
35. Vilaplana A, Sidorchuk A, Petez-Vigil A et al. (2020). Assessment of Posttraumatic Stress Disorder and Educational Achievement in Sweden. JAMA Network Open. 3 (12): e2028477. https://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2020.28477; PMid:33289847 PMCid:PMC7724559
36. Watts BV, Schnurr PP, Mayo L et al. (2013). Meta-analysis of the efficacy of treatments for posttraumatic stress disorder. Journal of Clinical Psychiatry. 74 (6): e541-e550. https://doi.org/10.4088/JCP.12r08225; PMid:23842024
37. Weems CF, Russell JD, Neill EI et al. (2018). Annual Research Review: Pediatric posttraumatic stress disorder from a neurodevelopmental network perspective. Journal of Child Psychology and Psychiatry. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th edn). Washington, DS: Author. https://doi.org/10.1111/jcpp.12996; PMid:30357832
38. Weems CF. (2017). Severe stress and 5 the development of the amygdala in youth: A theory and ins statistical implications. Developmental Review. 46: 44-53. https://doi.org/10.1037/amp0000780; PMid:33734788 PMCid:PMC8186535
39. Yektas C, Erman H, Tufan AE et al. (2021). Traumatic experiences of conditional refugee children and adolescents and predictors of post-traumatic stress disorder: data from Turkey. Nordic Journal of Psychitry. 75; 6: 420-426. https://doi.org/10.1080/08039488.2021.1880634; PMid:33591886
 
       
  
  
  
  
  
 