• Роль здоровьесохраняющих технологий в сохранении здоровья школьников
ru К содержанию Полный текст статьи

Роль здоровьесохраняющих технологий в сохранении здоровья школьников

Modern Pediatrics. Ukraine. (2021). 8(120): 16-22. doi 10.15574/SP.2021.120.16
Бекетова Г. В.1, Савинова К. Б.1, Мозговая Г. П.2, Бекетова Н. В.2
1Национальный университет здравоохранения Украины имени П.Л. Шупика, г. Киев
2Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина

Для цитирования: Бекетова ГВ, Савинова КБ, Мозговая ГП, Бекетова НВ. (2021). Роль здоровьесохраняющих технологий в сохранении здоровья школьников. Современная педиатрия. Украина. 8(120): 16-22. doi 10.15574/SP.2021.120.16.
Статья поступила в редакцию 14.09.2021 г., принята в печать 07.12.2021 г.

Сохранение здоровья школьников является важной и актуальной проблемой для системы здравоохранения. Поэтому активно разрабатываются здоровьесохраняющие технологии (ЗСТ), внедрение которых позволяет сохранить тот уровень здоровья, с которым ребенок пришел в школу.
Цель — оценить влияние ЗСТ «Обучение в движении» на состояние здоровья детей младшего школьного возраста.
Материалы и методы. В Киевской областной детской больнице г. Боярка проведено углубленное комплексное клинико-инструментальное обследование 153 детей перед поступлением в школу и на протяжении учебы в І–ІV классах, среди детей было 65 учеников среднеобразовательной школы (СШ) № 287 г. Киева, где внедрена ЗСТ «Обучение в движении» профессора Дубогай А.Д., — І (основная) группа, а также 88 учеников CШ № 3 г. Боярка Киевской области, которые обучались по общепринятым методикам, — ІІ (контрольная) группа.
Результаты. При использовании ЗСТ «Обучение в движении» после окончания начальной школы удельный вес детей с гармоническим физическим развитием увеличился с 27,7% до 63,9% (р<0,05) на фоне нормализации массы тела (с 20,0% до 16,7%), тогда как в контрольной группе такие изменения не произошли (38,6% и 41,7% соответственно), при этом увеличилось количество детей с ожирением и избыточной массой тела (от 33,4% до 50,0%) (р<0,05). Применение ЗСТ «Обучение в движении» достоверно повысило адаптационно-резервные возможности детей младшего школьного возраста и улучшило функциональное состояние сердечно-сосудистой системы: по индексу Баевского (97,2% против 33,3% в контрольной группе) (р<0,05); по данным пробы Руфье, высокий и выше среднего уровни функционального резерва сердца после окончания начальной школы были соответственно у 77,6% и 8,4% учеников (р<0,001); по результатам клинико-ортостатической пробы, количество детей с физиологической реакцией гемодинамики при смене положения тела увеличилось с 64,6% до 100,0%, а в контрольной группе — снизилось с 65,9% до 44,4%. При этом доказано, что внедрение ЗСТ «Обучение в движении» нивелирует разницу в состоянии адаптационно-резервных возможностей как среди 6, так и 7-летних детей. ЗСТ «Обучение в движении» также положительно повлияло на функциональное состояние дыхательной системы у школьников за счет увеличения удовлетворительного показателя экскурсии грудной клетки (с 41,5% до 88,9%) (р<0,05), роста удовлетворительных результатов пробы Штанге (с 67,0% до 87,0%), увеличения показателя жизненного индекса (с 58,5% до 97,2%), которое сопровождалось высоким уровнем антиинфекционной резистентности детей младшего школьного возраста с уменьшением количества пропусков занятий вследствие острых респираторных инфекций за год на одного ученика (18,7 и 15,9 суток в І и ІV классах соответственно); их осложнений (15,1% и 3,5% в основной группе и 14,9% и 16,2% в контрольной группе); в ІV классе ни разу не болели 16,3% детей, а в контрольной группе — только 5,25% (р<0,05). В основной группе снизилось количество детей с функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы (с 30,8% до 8,3%) (р<0,001), а в контрольной группе — увеличилось (с 46,6% до 58,3%) на фоне достоверного прироста нарушений опорно$двигательного аппарата (с 29,5% до 44,4%), болезней органов пищеварения (с 21,9% до 36,0%), дыхания (с 7,9% до 44,4%) и эндокринной системы (с 32,5% до 50,0%) (р<0,05). Через 4 года применения ЗСТ в основной группе наблюдалось снижение количества детей с высоким уровнем тревожности, а в контрольной группе удельный вес детей с высоким уровнем тревожности, наоборот, вырос. А это негативно отразилось как на общем состоянии здоровья детей, так и на школьной успеваемости.
Выводы. Полученные результаты исследования подтвердили, что внедрение ЗСТ «Обучение в движении» способствует сохранению того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу.
Исследование выполнено в соответствии с принципами Хельсинкской декларации. Протокол исследования одобрен Локальным этическим комитетом участвующих учреждений. На проведение исследований получено информированное согласие родителей детей.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: здоровьесохраняющие технологии, здоровье, физическая активность, рациональное питание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Alcaraz A, Pichon-Riviere A, Palacios A, Bardach A, Balan D, Perelli L, Ciapponi A. (2021). Sugar Sweetened Beverages Attributable Disease Burden and the Potential Impact of Policy Interventions: A Systematic Review of Epidemiological and Decision Models. BMC Public Health. 21: 1460. https://doi.org/10.1186/s12889-021-11046-7; PMid:34315428 PMCid:PMC8317409

2. Бекетова ГВ, Савінова КБ, Дубогай ОД, Міщерська ГД. (2018). Вплив здоров'язберігаючих технологій на стан здоров'я дітей молодшого шкільного віку. Современная педиатрия. 8(96): 17–22. https://doi.org/10.15574/SP.2018.96.17.

3. Benz J, Blakey C, Oppenheimer CC, Scherer H, Robinson WT. (2013). The healthy people initiative: Understanding the user's perspective. Journal of Public Health Management and Practice. 19 (2): 103-109. https://doi.org/10.1097/PHH.0b013e318254cc31; PMid:23358287

4. Bhardwaj B, O'Keefe EL, O'Keefe JH. (2016). Death by carbs: added sugars and refined carbohydrates cause diabetes and cardiovascular disease in Asian Indians. Missouri medicine. 113 (5): 395.

5. Бойченко Т. (2005). Валеологія — мистецтво бути здоровим. Здоров'я та фізична культура. 2: 1–4.

6. CDC. (2020). Physical Activity. Facts. Healthy Schools. URL: www.cdc.gov.

7. CDC. (2021). Benefits of Physical Activity. Centers for Disease Control and Prevention.https://www.cdc.gov/physicalactivity/basics/index.htm.

8. Didier J et al. (2021). Supporting every school to become a foundation for healthy lives. The Lancet Child & Adolescent Health.

9. Дудіна ОО, Терещенко АВ. (2014). Ситуаційний аналіз стану здоров'я дитячого населення. Вісник соціальної гігієни та організації охорони здоров'я України. 60 (2): 49–57.

10. Гозак СВ. (2012). Вплив чинників навчального процесу на показники здоров'я школярів. Довкілля та здоров'я. 3: 17–20.

11. Hay SI, Abajobir AA, Abate KH, Abbafati C, Abbas KM, Abd—Allah F, Ciobanu LG. (2017). Global, regional, and national disability-adjusted life-years (DALYs) for 333 diseases and injuries and healthy life expectancy (HALE) for 195 countries and territories, 1990–2016: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2016. The Lancet. 390 (10100): 1260–1344.

12. Кабінет Міністрів України. (2021). «Про затвердження норм та Порядку організації харчування в закладах освіти та дитячих закладах оздоровлення та відпочинку». Постанова Кабінету Міністрів України від 4 березня 2021 року № 305.

13. Кабінет Міністрів України. (2021). Постанова Кабінету Міністрів України від 07 квітня 2021 р № 3260.

14. Квашніна ЛВ. (2000). Поняття адаптації і адаптованість як інтегративний показник здоров'я (огляд літератури). Перинатологія та педіатрія. 1: 14–17.

15. Long Steven W. (2021). Lifestyle Management: Achieving & Maintaining Good Healt. URL: niu.edu.tw.

16. Лук'янова ОМ, Квашніна ЛВ. (2004). Стан здоров'я дітей молодшого шкільного віку та шляхи його корекції. Перинатологія та педіатрія. 1: 3–5.

17. MacGregor GA, Hashem KM. (2014). Action on sugar-lessons from UK salt reduction programme. The Lancet. 383 (9921): 929-931. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(14)60200-2

18. MedlinePlus. (2021). Health Risks of an Inactive Lifestyle. URL: medlineplus.gov.

19. Meier T et al. (2017). Global burden of sugar-related dental diseases in 168 countries and corresponding health care costs. Journal of dental research. 96.8: 845-854. https://doi.org/10.1177/0022034517708315; PMid:28489474

20. NSW. (2014). Healthy Eating: Why should I make healthy food choices? URL: Livelifewell.nsw.gov.au.

21. Оржеховська ВМ. (2007). Словник основних термінів і понять з превентивного виховання. Тернопіль: ТзОВ «Терно-граф»: 200.

22. Patel SR, Hu FB. (2007). Short sleep duration and weight gain: a systematic review. Obesity. 16 (3): 643-653. https://doi.org/10.1038/oby.2007.118; PMid:18239586 PMCid:PMC2723045

23. Семенова НО, Левчук МВ. (2007). Технологія проектування школи сприяння здоров'ю. Виховна робота в школі. 4: 4–15.

24. Sithey G, Li M, Thow AM. (2018). Strengthening non-communicable disease policy with lessons from Bhutan: linking gross national happiness and health policy action. Journal of public health policy. 39 (3): 327-342. https://doi.org/10.1057/s41271-018-0135-y; PMid:29950574

25. Смирнов НК. (2002). Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Москва: АПК и ПРО: 121.

26. Te Morenga L, Mallard S, Mann J. (2012). Dietary sugars and body weight: systematic review and meta-analyses of randomized controlled trials and cohort studies. BMJ. 346 (15; 3): e7492. https://doi.org/10.1038/s41598-019-44097-3; PMid:31197192 PMCid:PMC6565732

27. US Department of Health and Human Services. (2016). Federal Prevention Initiatives Archived at the Wayback Machine. https://www.coursehero.com/file/p4bhigh/Federal-Prevention-Initiatives-Archived-2016-06-15-at-the-Wayback-Machine-US/

28. Ващенко О, Свириденко С. (2006). Готовність вчителя до використання здоров'язберігаючих технологій у навчально-виховному процесі. Здоров'я та фізична культура. 8: 1–6.

29. Волкова ІВ, Марінушкіна ОЄ, Покроєва ЛД, Рябова ЗВ. (2007). Становлення шкіл сприяння здоров'ю. Харків: ХОНМІБО: 40.

30. White MP, Alcock I, Grellier J, Wheeler BW, Hartig T, Warber SL, Fleming LE. (2019). Spending at least 120 minutes a week in nature is associated with good health and wellbeing. Scientific reports. 9 (1): 1-11. https://doi.org/10.1038/s41598-019-44097-3; PMid:31197192 PMCid:PMC6565732

31. WHO. (2006). Constitution of the World Health Organization — Basic Documents: 45.

32. WHO. (2019). Nutrients. World Health Organization.