- Физическое и половое развитие девочек из зоны вооруженного конфликта как індикатор репродуктивного потенциала
Физическое и половое развитие девочек из зоны вооруженного конфликта как індикатор репродуктивного потенциала
Modern Pediatrics.Ukraine.2020.2(106):50-55; doi 10.15574/SP.2020.106.50
Дынник В. А.
ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», г. Харьков
Для цитирования: Дынник ВА. (2020). Физическое и половое развитие девочек из зоны вооруженного конфликта как индикатор репродуктивного потенциала. Современная педиатрия. Украина. 2(106): 50-55; doi 10.15574/SP.2020.106.50
Статья поступила в редакцию 09.10.2019 г., принята в печать 27.02.2020 г.
В настоящее время проблема сохранения репродуктивного здоровья стоит очень остро. Изменения со стороны физического и полового развития являются теми индикаторами, которые позволят еще на ранних этапах выявить группу высокого риска по формированию нарушений репродуктивного потенциала.
Цель: дать характеристику физического и полового развития девочек из зоны вооруженного конфликта.
Материалы и методы. Обследовано 158 девочек в возрасте 7–17 лет, пострадавших в результате вооруженного конфликта. Проводилась клиническая антропометрия для оценки физического развития (рост стоя, масса тела, индекс массы тела). Основными показателями полового созревания служили степень выраженности вторичных половых признаков (развитие молочной железы, лобкового и подмышечного оволосения), время появления первой менструации. Оценивалось наличие нарушений менструальной функции.
Результаты. Более чем у 40% девочек из зоны вооруженного конфликта выявлена дисгормонизация физического развития. У 16,5% обследованных отмечались значительные отклонения (<3 и >97 перцентиля) со стороны роста и у 19,0% — со стороны массы тела. Наиболее уязвимыми в отношении нарушений физического развития на момент вооруженного конфликта оказались девочки, у которых уровень полового развития соответствовал препубертату и раннему пубертату. Почти у трети всех обследованных девочек имелись отклонения в формировании полового развития, что в 1,5 раза чаще, чем в Харьковской популяции. У 29,4% девочек 10–13 лет отмечаются опережающие темпы полового развития. У 14,1% подростков 14–17 лет регистрировалось отставание темпов и сроков полового развития. Расстройства менструальной функции выявлены у каждой второй пациентки (52,8%). Нарушения менструального цикла достоверно чаще регистрировались у девочек с дисгармоничным физическим развитием (56,8% против 42,6%, p<0,001).
Выводы. Физическое и половое развитие детей и подростков являются одними из важнейших показателей здоровья подрастающего поколения и могут быть использованы как основные наиболее наглядные и весьма достоверные критерии для выделения групп высокого риска нарушений репродуктивного потенциала.
Исследование было выполнено в соответствии с принципами Хельсинкской Декларации. Протокол исследования был одобрен Локальным этическим комитетом учреждения. На проведение исследований было получено информированное согласие родителей, детей.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: физическое развитие, половое развитие, дети из зоны вооруженного конфликта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акарачкова ЕС, Вершинина СВ, Котова ОВ, Рябоконь ИВ. (2013). Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков. Вопросы современной педиатрии. 12(3): 38–42.
2. Гурьева ВА, Данилова ИМ, Данилова АН. (2008). Репродуктивное здоровье девочек-подростков в городе и сельской местности. Сибирский медицинский журнал. 2: 71–74.
3. Королюк ЕГ. (2011). Патоаутокинез снижения уровня здоровья ребенка, находящегося в условиях хронического социального стресса. Вестник новых медицинских технологий. XVІІІ (4): 270–272.
4. Королюк ЕГ, Жуков СВ. (2009). Влияние хронического социального стресса на уровень здоровья подростков — вынужденных переселенцев. Вестник новых медицинских технологий. XVІ (3): 225–226.
5. Кулаков В.И., Уварова Е.В. (2005). Современные лечебно-диагностические технологии в детской гинекологии. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 1: 11-15.
6. Кучма В.Р., Степанова М.И. (2006). Особенности состояния здоровья современных школьников. Вопросы современные педиатрии. 5 (5): 14-21.
7. Радзинский ВЕ, Хамошина МБ, Лебедева МГ, Архипова МП и др. (2010). Девушки-подростки РФ: современные тенденции формирования репродуктивного потенциала: обзор литературы. Сибирский медицинский журнал. 25(4);2: 9–14.
8. Уварова ЕВ, Кулаков ВИ. (2005). Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 1: 6–10.
9. Хамошина МБ, Лебедева МГ, Вахаюова МИ, Медведкина СД, Гончарова ОА. (2011). Ювенильная гинекология: проблемы и перспективы XXІ века. Вестник репродуктивного здоровья. 2: 30–34.
10. Цуциева ЖЧ. (2009). Коррекция посттравматического стресса у детей. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2 (37): 50–52.
11. Abreu AP, Kaiser UB. (2016). Pubertal development and regulation. Lancet Diabetes Endocrinol. 4(3): 254–264. https://doi.org/10.1016/S2213-8587(15)00418-0
12. De Sanctis V, Bernasconi S, Bianchin L, Bona G et al. (2014). Onset of menstrual cycle and menses features among secondary school girls in Italy: A questionnaire study on 3,783 students. Indian J Endocrinol Metab.18(1): 84–92. https://doi.org/10.4103/2230-8210.140251; PMid:25538883 PMCid:PMC4266874
13. Jansen EC, Herran OF, Villamor E. (2015). Trends and correlates of age at menarche in Colombia: Results from a nationally representative survey. Economics & Human Biology. 19: 138–144. https://doi.org/10.1016/j.ehb.2015.09.001; PMid:26398849
14. Rigon Franco, Bianchin Luigi, Bernasconi Sergio. (2010). Update on Age at Menarche in Italy: Toward the Leveling Off of the Secular Trend. Journal of Adolescent Health. 46(3): 238–244. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2009.07.009; PMid:20159500
15. Talma H, Schonbeck Y, van Dommelen P, Bakker B et al. (2013). Trends in menarcheal age between 1955 and 2009 in the Netherlands. PloS one. 8(4): 1–7. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0060056; PMid:23579990 PMCid:PMC3620272
16. Tanner JM, Davies PSW. (1985). Clinical longitudinal standards for height and height velocity for North American children. The Journal of Pediatrics. 107(3): 317–329. https://doi.org/10.1016/S0022-3476(85)80501-1
