• Физическая активность и физическое развитие детей школьного возраста
Вернуться назад

Физическая активность и физическое развитие детей школьного возраста

Modern pediatrics. Ukraine. 2019.5(101):43-48; doi 10.15574/SP.2019.101.43
Л.И. Рак, Е.В. Штрах
ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», г. Харьков, Украина
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Украина

Для цитирования: Рак ЛИ, Штрах ЕВ. (2019). Физическая активность и физическое развитие детей школьного возраста. Современная педиатрия. Украина. 5(101): 43-48. doi 10.15574/SP.2019.101.43
Статья поступила в редакцию 04.04.2019 г., принята в печать 30.07.2019 г.

Цель: изучить физическую активность детей школьного возраста и ее влияние на их физическое развитие и адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы.
Материалы и методы. Обследовано 290 детей в возрасте 10–17 лет — учеников 5–11-х классов двух школ г. Харькова; мальчиков было 141, девочек — 149. Проводилась антропометрия, изучение физической активности с помощью анкеты МАОФА, оценка толерантности к физической нагрузке по пробе Руфье.
Результаты. Установлено, что дисгармоничное физическое развитие наблюдалось у 24,18% детей 11–16 лет, преимущественно за счет избыточной массы тела (у 10,25%) и недостатка массы тела (у 9,84%). Ожирение выявлено у 4,10% школьников. Низкая масса тела, избыточная масса тела и ожирение отмечались преимущественно у детей в 11–12 лет независимо от пола. У мальчиков возраст от 14 до 16 лет также характеризуется увеличением числа лиц с избыточной массой тела и ожирением. В целом 58,3±2,9% школьников имели низкую физическую активность в течение недели. За период от 11 до 17 лет (т.е. с 5 по 11 класс) с 45% до 88% возрастает число мальчиков и девочек с гиподинамией. Низкая физическая активность сопровождалась снижением толерантности к физической нагрузке у детей с разным уровнем физического развития. Большинство мальчиков имели удовлетворительные адаптационные возможности сердца. Снижение толерантности к физическим нагрузкам наблюдалось у 20,83% мальчиков с избыточной массой тела и у 28,57% с гармоничным физическим развитием. Среди девочек низкую толерантность к физической нагрузке имели 53,85% с избыточной и 42,37% с нормальной массой тела. Дефицит массы тела у школьников также часто сопровождался снижением адаптационных возможностей: 57,14% мальчиков и 54,55% девочек с низкой массой тела имели сниженную толерантность к физической нагрузке. Неудовлетворительные результаты пробы Руфье в 89% случаев демонстрировали дети с низкой физической активностью.
Выводы. Физическая активность и физическое развитие детей влияют на адаптационные возможности растущего организма. Достаточная физическая активность поддерживает удовлетворительные параметры адаптационных возможностей, что наблюдалось у большинства мальчиков с избыточной массой тела.
Исследование было выполнено в соответствии с принципами Хельсинской Декларации. Протокол исследования был одобрен Локальным этическим комитетом (ЛЭК) всех участвующих учреждений. На проведение исследований было получено информированное согласие родителей детей (или их опекунов).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова: физическая активность, физическое развитие, дети, подростки, толерантность к физической нагрузке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко ІГ, Бондаренко ОВ. (2017). Рухова активність школярів Норвегії в системі фізичного виховання. Наукова праця. Педагогіка.279: 125–129.

2. Гелашвили ОА, Хисамов РР, Шальнева ИР. (2018). Физическое развитие детей и подростков. Современные проблемы науки и образования. 3.

3. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. (2009). WHO Library Cataloguing-in-Publication Data. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44399/9789244599976_rus.pdf;jsessionid=ADF2CD67072A0D1AA04506C1EAE1C51C?sequence=3

4. Калиниченко ІО. (2014). Гігієнічна оцінка добової рухової активності дітей 7–17 років. Спортивна медицина. 1: 36–40.

5. Проблеми здоров'я і медичної допомоги та модель покращання в сучасних умовах. (2016). Під ред. ВМ Коваленко, ВМ Корнацького. Київ: 261.

6. Левандовська Л. (2013). Основи та критерії оптимального нормування рухової активності школярів старших класів. Фізичне виховання, спорт і культура здоров'я у сучасному суспільстві: збірник наук. праць. 1(21): 181–185.

7. Мандюк А. (2015). Особливості рухової активності школярів у США. Молода спортивна наука України. Львів. 2: 167–172.

8. Офіційний сайт Парламенту Норвегії. https://www.stortinget.no/no/Saker-og-publikasjoner/Publikasjoner/Representantforslag/2015-2016/dok8-201516-092/.

9. Про затвердження Критеріїв оцінки фізичного розвитку дітей шкільного віку (2013): Наказ МОЗ України № 802 від 13.09.2013. https://zakon.rada.gov.ua.

10. Про схвалення Концепції державної цільової соціальної програми розвитку фізичної культури та спорту в Україні на період до 2020 року: Розпорядження Кабінету Міністрів України. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1320-2015/р

11. Томенко ОА. (2013). Рівень рухової активності школярів та шляхи його підвищення в умовах загальноосвітньої школи. Слобожанський науково-спортивний вісник. 3: 19–23.

12. Booth ML, Okely AD, Chey TN et al. (2002). The reliability and validity of the Adolescent Physical Activity Recall Questionnare. Med SciSport Exerc. 34;12: 1986–1995. https://doi.org/10.1097/00005768-200212000-00019; PMid:12471306

13. Hagstromer M, Oja P, Sjostrom M. (2005). The International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) :a study of concurrent and construct validity. Public Health Nutrition. 9;6: 755–762. https://doi.org/10.1079/PHN2005898; PMid:16925881

14. Submission to the World Health Organization (WHO) on the Draft WHO Global Action Plan on Physical Activity 2018–2030

15. WHO (2008). 2008–2013 Action Plan for the Global Strategy for the Prevention and Control of Noncommunicable Diseases. Geneva: WHO.