• Врожденный гипотиреоз у детей: интеллектуальное развитие и психосоциальная адаптация

Врожденный гипотиреоз у детей: интеллектуальное развитие и психосоциальная адаптация

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2017.4(84):107-111; doi 10.15574/SP.2017.84.107

Сорокман Т. В., Попелюк Н. О.
ВГУЗ Украины «Буковинский государственный медицинский университет», г. Черновцы

Цель — оценить состояние интеллектуального развития и психосоциальной адаптации детей с врожденным гипотиреозом (ВГ).

Пациенты и методы. Проведена оценка результатов исследования 22 больных ВГ в возрасте от 1 месяца до 15 лет: УЗИ, ЭЭГ, гормонометрия, логопедическое и сурдологическое исследования, оценка интеллекта (Wechsler Intelligence Scale for Children) и индивидуальных особенностей личности (тест «Детский рисунок»). Статистический анализ данных проводился с использованием программы Statistica 6,0.

Результаты. У 38,1% детей диагностированы узловые образования щитовидной железы. Получена положительная корреляционная взаимосвязь между возрастом детей и наличием узловых образований (r=0,76; p<0,001). Медиана ТТГ на первом этапе скрининга составила 38 МКОД/л. Уровень сТ4 колебался от 0,49 до 14,7 пмоль/л. Аудиологическое обследование выявило отклонения слуховой функции у 43,8%, логопедическое — задержку развития ранней речи у 36,3% лиц. Средний уровень IQ детей с ВГ находился на нижней границе нормы — 88,9±1,52 балла. Общий IQ зависел от объема кратковременной памяти (r=0,6; p<0,05) и был достоверно ниже у детей со снижением объема процессов запоминания (103,2±9,6 балла). У 45,4% лиц отмечены функциональные изменения диэнцефального участка коры головного мозга. Наиболее частым психологическим показателем у детей с ВГ была депрессия (p<0,05), почти с одинаковой частотой — агрессия и тревожность.

Выводы. Дети с ВГ имеют различные отклонения в состоянии здоровья: узловые образования щитовидной железы, нарушения слуховой функции, задержка развития ранней речи, функциональные изменения электрической активности коры головного мозга. Общий IQ у большинства детей с ВГ при своевременном лечении находится в пределах нормальных значений.

Ключевые слова: дети, врожденный гипотиреоз, интеллектуальное развитие, психосоциальная адаптация.

Литература

1. Бруно Де Бенуа. Устранение дефицита йода — одна из ключевых задач здравоохранения / Бруно Де Бенуа, О.В. Швец // Международный эндокринологич. журн. — 2011. — №6(38). — С.9—17.

2. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. — Москва, 2002. — 120 с.

3. Клименко Т.А. Интеллектуальное развитие при врожденном гипотиреозе / Т.А. Клименко, О.Б. Безлепкина, О.А. Чикулаева // Клиническая и эксперимент. тиреоидол. — 2010. — Т.6, №4. — С.17—21.

4. Филимоненко Ю.И. Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта: Методическое руководство (WISC) / Ю.И. Филимоненко, В.И.Тимофеев. — Санкт-Петербург: Иматон, 2006. — 120 с.

5. Congenital Hypothyroidism: Facts, Facets & Therapy / Y. Kollati, R.R. Ambati, P.N. Reddy [et al.] // Curr Pharm Des. — 2017. — Feb. 6. https://doi.org/10.2174/1381612823666170206124255; PMid:28176629.

6. Gejao M.G. Development skills in children with congenital hypothyroidism: focus on communication / M.G. Gejao, D.A. Lamonica // Pro Fono. — 2008. — №20(1). — Р.25—30. https://doi.org/10.1590/S0104-56872008000100005; PMid:18408860.

7. Growth development in children with congenital hypothyroidism: the effect of screening and treatment variables-a comprehensive longitudinal study / Heidari Z., Feizi A., Hashemipour M. [et al.] // Endocrine. — 2016. — №54(2). — Р.448—459. https://doi.org/10.1007/s12020-016-1010-x; PMid:27477291

8. Thyroid Imaging in Infants / V. Ferianec, P. Papcun, F. Grochal [et al.] // Endocrinol. Metab. Clin. North Am. — 2016. — №45(2). — Р.255—66. https://doi.org/10.1016/j.ecl.2016.02.005.

9. Thyroid status of iodine deficient newborn infants living in central region of Turkey: a pilot study / O. Bastug, L. Korkmaz, H. Halis [et al.] // World J. Pediatr. — 2017. — Feb. 14. https://doi.org/10.1007/s12519-017-0017-6; PMid:28194694.